18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

История одной реставрации: посмотрели, как в Царском Селе по крупицам воссоздают Зубовский флигель

Сотрудники музея-заповедника «Царское Село» рассказали о том, почему реставрация часто напоминает детектив, и какую роль в их работе играет счастливый случай.

Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова

Зубовский флигель, названный по имени одного из последних фаворитов Екатерины II, был пристроен к царскосельскому дворцу в конце XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. До XX века флигель и интерьеры существенно не изменились, однако практически полностью погибли в результате разрушительного пожара 1944 года.

В распоряжении сотрудников музея тогда остались лишь небольшие фрагменты отделки, найденные на руинах, и немногие вещи, вывезенные в эвакуацию: несколько кресел из Китайского зала, люстры, фрагменты живописи, три гравюры из Рафаэлевской комнаты, треножники и столики из Серебряного кабинета и Табакерки. В целом сохранившиеся подлинные элементы отделки и интерьера можно было буквально пересчитать по пальцам.

Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова

Однако в результате тщательного анализа этих элементов и огромной работы с описями, архивами, реестрами, аналогами и иконографическими материалами, реставраторам удается шаг за шагом восстановить утраченное. В их арсенале — не только профессионализм, научные методы, наблюдательность и международные связи, но и удача, без которой, как признаются в музее, многие реставрационные секреты могли так и остаться неразгаданными.

Борис Игдалов

директор Царскосельской янтарной мастерской

Работа очень сложная, очень объемная, очень большая — наверное, самая большая за 40 лет нашего присутствия в ГМЗ «Царское Село». Это восемь интерьеров, которые приходится делать одновременно. Все они очень насыщены декором, декором совершенно разным: это и стекло, и керамика, и позолота, и металл, и дерево, и паркеты, и сложнейшая живопись, и все это приходится делать одновременно, поскольку анфиладная система залов не позволяет разделить процессы. В этом как раз основная проблема. Но коллектив у нас мощный, и я думаю, что мы с успехом справимся.

Один из ярких примеров — восстановление живописи Серебряного кабинета. Самое большое зеркало в нем было украшено по периметру живописными картинами в технике энкаустики, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра. Из всех осталось только два оригинальных фрагмента. По ним удалось восстановить цвета, манеру, фактуру живописи, но сами сюжеты долго оставались загадкой. Фотографии кабинета, конечно, сохранились, но в фотографиях очень часто не читаются атрибуты, непонятны детали, неочевидны элементы.

Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова

Помог счастливый случай: сотрудники увидели аналогичные композиции на предметах исторической мебели, и выяснилось, что их прототипы — гравюры по эскизам Менгса, который в 1777 году в восхищении зарисовывал фрески только что открытой в ходе раскопок виллы Негрони в Риме. Эти рисунки стали очень популярными, получили распространение в виде гравюр и, естественно, были знакомы Екатерине II.

Ираида Ботт

заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе

К сожалению, не на все возникающие вопросы мы можем найти точные, конкретные ответы. Бывает, что их нет ни в архивах, ни в других источниках, поэтому приходится привлекать косвенные доказательства, обращаться к творчеству не только самого художника, но и его круга.

Также реставраторам было известно, что в отделке Серебряного кабинета использовались картины «Альдобрандинская свадьба» и «Брак Александра Македонского и Роксаны». На выставке, которая проходила в Академии художеств и была посвящена 500-летию со дня смерти Рафаэля, были представлены копии известных произведений, выполненные учениками Академии. Среди прочих были и «Альдобрандинская свадьба», и «Брак Александра Македонского и Роксаны». Так реставраторы обнаружили «живой» аналог этих известных композиций.

Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова

Примечательна и история керамических медальонов из опочивальни императрицы, выполненных английской мануфактурой «Веджвуд». Все они погибли во время войны, но еще в 90-е годы возникла идея их воссоздать: сотрудники музея даже ездили в Англию, где нашли больше 20 старых форм, по которым делались царскосельские панно. В 1994 году королева Великобритании Елизавета II посетила с визитом Россию и побывала в Царском Селе, а после подарила музею два медальона фирмы «Веджвуд», изготовленных по старым формам. Теперь они займут место на стене опочивальни, а недостающие по аналогии изготовит Императорский фарфоровый завод.

Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова
Фото: Елена Жеребкова

Еще одним примером международного сотрудничества является и работа по воссозданию знаменитого Китайского зала, некогда украшенного роскошными лаковыми панно, полностью сгоревшими в пожаре. Сейчас сотрудники музея разрабатывают эскизы на основе фотографий и подбора аналогов, а изготавливать новые панно будут китайские мастера из пекинской компании «Синьсинши» при поддержке музея Гугун.

Сейчас воссоздание убранства личных комнат Екатерины II приближается к финальному этапу. Декоративная отделка залов во многом завершена, в большинстве покоев в ближайшее время будет закончен монтаж элементов декора интерьеров.

Наталья Кудрявцева

заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации

Этот очень важный для нашего музея проект воссоздания, и мы благодарны ПАО «Газпром»: без их поддержки музей вряд ли смог бы воссоздать эти уникальные интерьеры. А сейчас проект находится на стадии завершения, мы близимся к концу работы над воссозданием архитектурного убранства восьми интерьеров. Впереди — насыщение интерьеров предметами экспозиции, но это уже работа последующего времени.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)