18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Покрас Лампас, Егор Крафт и «Север-7»: Какой получилась выставка «поколения 30-летних» в Русском музее?

Русский музей показывает сверхсвежее современное петербургское искусство «Поколение 30-летних»: от Покраса Лампаса и Владимира Абиха до «Севера 7» и Егора Крафта. «Собака.ru» рассуждает о том, возможно ли вообще сейчас собрать коллективный портрет или это условность и допущение.

"Тропой паука" Влада Кулькова, 2019.

"Тропой паука" Влада Кулькова, 2019. 

Максим Свищев

Максим Свищев

Константин Бенькович

Константин Бенькович

Егор Крафт

Егор Крафт

«Поколение 30-летних» — это краткий курс истории петербургской арт-сцены 2010-х для тех, кто за ней не следит. Собрали все самое яркое в прямом смысле слова: скульптура Максима Свищева похожа на надувные горки в парках 1990-х, инсталляция Аси Маракулиной с «платьем отличницы» и карандашами — на игрушки из «ИКЕА». А еще это маскароны-автопортреты Владимира Абиха и «Facebook в огне» из металлической арматуры Константина Беньковича. Почти все вещи за последние 3-4 года показали петербургские и московские галереи, а арт-сообщество их запомнило и «усвоило».

Бирка «петербургская арт-сцена» условная: например, Егор Крафт, который живет в Вене и экспонируется по всему миру, практически не связан с локальной сценой. Выставок участников группы «Север-7» в Москве больше, чем в Петербурге, а Покрас Лампас, хоть и работает на Васильевском острове, не сделал в городе ни одного крупного проекта. Впрочем, условна и кураторская позиция: на выставку подбирались авторы-миллениалы, которым плюс-минус 30. Однако самому старшему в списке — Александру Дашевскому, в этом году исполнится 41, самой младшей — Виктории Бодровой только 25. Возрастной разброс уже обыграли в газетных заголовках — «Молодая была не молода». Но дело не в возрасте: никакого плюс-минус единого «поколения 30-летних» на петербургской сцене, которую кураторы выделяют «в отдельное явление в отечественном художественном пространстве» нет.

Работа Ивана Плюща

Работа Ивана Плюща

Иван Плющ

Иван Плющ

"Три грации" Ирины Дрозд

"Три грации" Ирины Дрозд

«Поколение» распадается на десяток отдельных. Например, «поколение» «Непокоренных», вышедшие из одноименной студии — ее в 2007 году основали выпускники «Мухи» Иван Плющ и Илья Гапонов, а работали там Татьяна Ахметгалиева, Стас Багс, Семен Мотолянец и Алена Терешко. Это время первого креативного кластера «Этажи», вышел первый айфон, только-только появляются социальные сети. В начале 2010-х половина «Непокоренных» уже были молодыми звездами; в 2014 году — хедлайнерами параллельной программы Манифесты 10, а инсталляция «Процесс прохождение» Плюща, прорвавшаяся сквозь актовый зал Кадетского корпуса, возможно, самой мощной в повестке биеннале. В 2017 году ретроспективу художников студии показали в Московском музее современного искусства — вслед за ретроспективами Тимура Новикова, Влада Мамышева-Монро, некрореалистов и «Новых тупых». Те, кто в конце нулевые были молодыми, теперь сами «взрослые».

«Север-7»

«Север-7»

Работа Леонида Цхэ

Работа Леонида Цхэ

Работа Анны Андржиевской

Работа Анны Андржиевской

Работа Анны Андржиевской

Работа Анны Андржиевской

«Север-7» — Александр Цикаришвили, Нестор Энгельке, Анна Андржиевская, Леонид Цхэ, Петр Дьяков, Саша Зубрицкая — это как будто совсем другое поколение. В середине 2010-х группа издевалась над арт-рынком и проводили собственную Пятую Седьмую Независимую Ярмарку, делали коллективные выставки с перфомансами, которые со стороны напоминали безумный цыганский табор, построивший дворец из говна и палок. В 2019-м выставку «Севера» сделал антверпенский музей MHKA, в тот же год они отпраздновали вымышленный семилетний юбилей «ретроспективой» в «Новом музее». Помимо «Севера», у каждого из участников своя карьера и общее пространство Kunsthalle nummer sieben в просторном бункере у метро «Чкаловская».

Марина Стахиева

Марина Стахиева

Еще одно поколение — недавние выпускники Академии Художеств Марина Стахиева и Даниил Васильев. Это ученики Леонида Цхэ, который недолго в там преподавал, в том числе перформативное рисование. Они выходят на арт-рынок в начале 2020-х — онлайн-аукционы и viewing rooms, отмененные биеннале, толпы тиктокеров атакуют московские галереи, чтобы станцевать под Моргенштерна на фоне работ из неона.

Перед пандемией куратор Петр Белый объединил молодых художников из Москвы и Петербурга на трехчастной выставке «Неоинфантилизм». Кураторы выставки в Русском музее новому инфантилизму поколения (или новой искренности? это еще один штамп) выделили целый раздел под названием «Внутри себя» — о сосредоточенности миллениалов на собственной персоне, бесконечных дневниковых постах в соцсетях и поиске самоидентификации через селфи. Саморефлексия молодых, как и «новая этика» в целом раздражает интеллигентную часть «поколения 50-летних».

Покрас Лампас

Покрас Лампас

«Хорошая выставка, позитивная. Качественные объекты, качественное «ремесло». Чего не хватает? Жизни, Силы, Человека. Который звучит гордо. Единственный, кто гордо “звучит”, — Покрас Лампас и его громоздкая черная стена с золотыми шрифтами, перегораживающая первый зал и как бы дающая понять, кто здесь главный», — пишет в социальной сети Facebook (главная площадка арт-критиков в России) искусствовед и преподаватель Академии Штиглица Алексей Котломанов.

Покрас Лампас — самое медийное лицо «поколения», попавшее даже на обертку «Cникерса», а в начале 2010-х он давал уроки каллиграфии в съемной петербургской квартире. За 10 дней Покрас создал четырехметровую роспись под названием «Каллиграфию называли искусством красивого письма. Разрушая стандарты красоты, мы меняем представление о том, что есть каллиграфия и какая у нее функция».

Максим Има

Максим Има

Владимир Абих

Владимир Абих

Семен Мотолянц

Семен Мотолянц

С этой «стеной» рифмуется (хоть и находится в другом зале) мурал Максима Имы — стрит-артиста, который в нулевые «бомбил» граффити на электричках. В конце 2010-х он «бомбил» же уже хлесткие высказывания о культуре на городских стенах, курировал выставку в Музее стрит-арта и паблик-арт-проект в коллаборации с ЦВЗ «Манеж». Вообще стрит-арту кураторы посвятили раздел «Среда обитания»: Миша Маркер, Владимир Абих, Павел Плетнев. Впрочем, для многих уличных та самая «среда обитания» давно не улица, а галереи и аукцион Vladey.

Русскому музею всерьез не предъявляют претензий: если интересует неожиданная концепция, продуманный дизайн и модная афиша — есть «Гараж» с Триеннале российского современного искусства. В этом году ее официальное мотто — коррупция и любовь: участников отбирали экспоненты прошлой биеннале из соображений дружбы и личной симпатии. Кураторы Русского музея своих героев тоже любят без всякой коррупции, а ее мотто могла бы стать строчка из песни «поколения 60-летних» — «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». В 2021 году большая групповая музейная выставка невозможна ни в одном городе Европы, поэтому эту строчку используем без иронии.

Текст: Александра Генералова

Выставка «Поколение 30-летних в современном русском искусстве», Русский музей (Мраморный дворец),  с 4 марта по 14 июня 

Следите за нашими новостями в Telegram
Люди:

Комментарии (0)