18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Пальто барабанщика «Кино», флаеры первых рейвов и раритеты арт-жизни последних 50 лет: архив Музея «Гараж» на Новой Голландии

Два года назад в здании «Бутылка» на Новой Голландии начал работу Архив Музея современного искусства «Гараж» в Санкт-Петербурге. Сотрудницы архива Мария Удовыдченко и Анастасия Котылева рассказали «Собака.ru» о том, какие явления петербургской арт-жизни «отложились» в Архиве: неоакадемизм, русский рейв, первые экспериментальные галереи и квартирные выставки.

Что такое архив «Гаража»?

С начала 2018 года Архив Музея «Гараж» в Петербурге собрал больше десяти тысяч физических и цифровых документов, которые рассказывают о петербургской художественной жизни последних 50 лет: от фотографий и рукописей неофициальных художников 1970-х до флаеров рейвов начала 2000-х и пальто барабанщика группы «Кино» Георгия Гурьянова. Фонды пополняются благодаря коллекциям и архивам очевидцев событий, например, одним из первых в Архив поступило собрание Сергея Чубраева, посвященное жизни и творчеству Сергея Курёхина. Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин, куратор, киберфеминистка и со-основатель легендарного ГЭЗ-21 на Пушкинской, 10 Ирина Актуганова, техно ди-джей Лена Попова — вот неполный список тех, чьи домашние коллекции теперь хранятся на Новой Голландии.

Афиша выставки «От неофициального искусства к перестройке». Дизайн Андрея Хлобыстина. 1989. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея

Афиша выставки «От неофициального искусства к перестройке». Дизайн Андрея Хлобыстина. 1989. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

План выставки «От неофициального искусства к перестройке». Составитель: Екатерина Андреева. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любви

План выставки «От неофициального искусства к перестройке». Составитель: Екатерина Андреева. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любви Гуревич

 

Петербургские галереи 1990-х годов 

Галереи современного искусства c хорошим ремонтом и светом, сотрудниками и продажами появились в городе в начале 2000-х. Первопроходцы — «Marina Gisich Gallery», которой в этом году исполняется 20 лет, и галерея Ольги Остерберг «Д137». Однако первый «Фестиваль ленинградских галерей» прошел уже в 1990 году. В петербургском Архиве Музея современного искусства «Гараж» хранится буклет этого события. Названия галерей-участниц: «Ариадна», «Анна», «Палитра» — вряд ли вам известны, если вы не ходили на вернисажи 30 лет назад. Самой первой, в 1988 году, появилась «Ариадна». Галерея не только занималась продажами, но и участвовала в организации масштабных событий: выставки «От неофициального искусства к перестройке» (1989) и «Первой биеннале новейшего искусства» (1990). В Архиве есть материалы, которые могут помочь написать историю этих проектов. Например, от Первой биеннале сохранился каталог, а выставка 1989 года запечатлена в виде плана, составленного Екатериной Андреевой (ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея — Прим. ред) для Любови Гуревич. 

Флаер открытия Галереи 21. 1994. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

 Флаер открытия Галереи 21. 1994. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

 

Выставка Владимира Козина в Галерее 21. 1994. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Ирины Актугановой и Сергея Бусова.

Выставка Владимира Козина в Галерее 21. 1994.  Архив музея современного искусства «Гараж».  Фонд Ирины Актугановой и Сергея Бусова.

Флаер выставки Тимура Новикова «Западно-восточный диван» в галерее Navicula Artis. 1993. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любви

Флаер выставки Тимура Новикова «Западно-восточный диван» в галерее Navicula Artis. 1993.   Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любви Гуревич

В 1990-е годы современное (актуальное) искусство в России только формировалось. Появившиеся тогда галереи «Борей» (1991), «Navicula artis» (1992), «Галерея 21» (1994 – 2000) и другие были, в первую очередь, центрами художественной жизни и не ставили продажи главной своей задачей. Эти институции предполагали новый формат работы: не организацию выставок произведений, но представление художниками и кураторами проектов с концептуально-продуманной экспозицией. При этом само пространство галереи могло сильно отличаться от white cube. «Navicula artis» изначально делала выставки в залах «Дворца труда» (сейчас — Николаевский дворец) на Площади Труда, а в «Галерее 21», в бывшей квартире на Пушкинской 10, пол был засыпан гравием. Буклеты, пригласительные билеты, кураторские тексты и фотографии экспозиций, которые постепенно собираются в Архиве, позволяют узнать, что и как происходило на этих экспериментальных площадках.  

Марина Мигай (Асеева), Владимир Захаров и Елена Терентьева в клубе “Тоннель” на съемках фильма “Последняя вечеринка Гитлера”, 1993. Архив музя

Марина Мигай (Асеева), Владимир Захаров и Елена Терентьева в клубе “Тоннель” на съемках фильма “Последняя вечеринка Гитлера”, 1993.  Архив музя современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

 

Флаер вечеринки “Время танцевать!”, 1990-е в Театре Юного Зрителя. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Флаер вечеринки “Время танцевать!”, 1990-е в Театре Юного Зрителя. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

 

Пригласительный билет на концерт «Популярная музыка конца 20-ого столетия», 1996 в клубе “Тоннель”, проходивший при участии Новой Академии Изящных

Пригласительный билет на концерт «Популярная музыка конца 20-ого столетия», 1996 в клубе “Тоннель”, проходивший при участии Новой Академии Изящных Искусств. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Опен-эйр “Air Fire”, 1996 проходивший в конюшенном корпусе усадьбы “Знаменка” в Стрельне. Автор фотографии Лена Попова Архив музея современного

Опен-эйр “Air Fire”, 1996 проходивший в конюшенном корпусе усадьбы “Знаменка” в Стрельне. Автор фотографии Лена Попова Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

Клубная культура Петербурга

В начале 1990-х годов в Петербурге случилась «эпидемия танцев», начавшаяся благодаря художникам круга Тимура Новикова — основателей российского клубного движения. Вернувшись из первых зарубежных поездок, они привезли самые актуальные культурные тренды, среди которых была электронная музыка и танцы. В 1980-е домашние вечеринки устраивали «Новые композиторы» — первопроходцы советской электронной музыки. Они же проводили отдельные события в залах ленинградского Планетария, где в 1987-88 годах размещался их клуб «Научная фантастика». Однако, первым местом, куда модная публика приходила специально за танцами становится клуб «Танцпол», открывшийся в известном сквоте на Фонтанке, 145 в 1990-м году. В создании «Танцпола» принимали участие Андрей и Алексей Хаасы и Михаил Воронцов, название предложил художник Георгий Гурьянов.  «Танцпол» просуществовал два года и стал первым клубом с регулярными вечеринками, входной платой и фейсконтролем. Один из главных артефактов того веселого времени — майка с шелкографией «Гурьянов-пати», сегодня хранится в Архиве.  

Стикер «MAYDAY» дизайна Георгия Гурьянова. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Стикер «MAYDAY» дизайна Георгия Гурьянова.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

 

Открытка “Mobile”, 1992 с работой Дениса Егельского, созданной для одноименной вечеринки на велотреке в Крылатском, Москва. Архив музея современного

Открытка “Mobile”, 1992 с работой Дениса Егельского, созданной для одноименной вечеринки на велотреке в Крылатском, Москва.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Флаер вечеринки в МДМ, 1990-е. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

Флаер вечеринки  в МДМ, 1990-е.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

 

Флаер вечеринки в МДМ, 1990-е. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

Флаер вечеринки  в МДМ, 1990-е.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Лены Поповой

 

Танцевальные вечеринки обретают все большую популярность и возникает запрос на новые пространства. В начале 1990-х открываются легендарные танцевальные клубы — «Планетарий» (1991) и «Тоннель» (1993). Начинается этап экспансии и спорадического распространения клубной культуры, проникающей в самые неожиданные места и захватывающей городское пространство. Вечеринки с диджеями проходят в Музее Артиллерии, в Цирке, ТЮЗе, во всевозможных дворцовых ансамблях и загородных усадьбах. В архивных фондах Андрея Хлобыстина и Лены Поповой содержатся многочисленные артефакты клубной культуры 1990-х: флаеры с первых опен-эйров, открытки и афиши “Mobile party”, стикер “May Day” с дизайном Георгия Гурьянова, подборка пригласительных в клуб «Тоннель», среди которых гендерные вечеринки и события с переодеванием. Клубную атмосферу 1990-х годов помогут почувствовать фотографии с различных событий, проходивших в клубах «Тоннель».

Участники выставки ленинградских художников в ДК “Невский”. Фотография Геннадия Приходько. 1975. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд

Участники выставки ленинградских художников в ДК “Невский”. Фотография Геннадия Приходько. 1975. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Геннадия Приходько

Афиша выставки Новых художников “С Новым годом” в Ленинградском рок-клубе. Автор афиши Олег Котельников. 1985. Архив музея современного искусства

Афиша выставки Новых художников “С Новым годом” в Ленинградском рок-клубе. Автор афиши Олег Котельников. 1985.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Выставка “Новые художники” в ДК им. Я. М. Свердлова. 1988. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Выставка “Новые художники” в ДК им. Я. М. Свердлова. 1988. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Ленинградское неофициальное искусство

«Неофициальным искусством» в СССР обычно называют процесс формирования в 1950-е–1980-е годы сообществ художников, которые считали, что задачи искусства далеки от целей идеологической пропаганды и искали возможности организовать альтернативную творческую жизнь в ситуации, когда сфера культуры находилась под контролем государства. Многие события, значимые для истории этого явления в Ленинграде: «выставка такелажников» в Эрмитаже (1964), большие официально разрешенные показы в ДК им. И. И. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975), организация Товарищества экспериментального изобразительного искусства в 1981 году, выставки «Новых художников» 1980-х годов – описаны в исследовательских работах довольно подробно. Однако многие детали художественного процесса этого периода еще предстоит изучить. 

Анатолий Басин и Рихард Васми. 1970-е. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

Анатолий Басин и Рихард Васми. 1970-е. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

Привычные жанры биографий, рецензий, текстов к выставкам стали складываться уже в 1970–80-ые годы. В то же время, из рук в руки передавались эссе о неофициальных художниках, которые больше связаны с традицией письма об искусстве на рубеже XIX–XX веков, чем с «актуальным» искусством. В архиве хранится несколько таких машинописных текстов Анатолия Басина. Сложно сказать, стоит ли полностью доверять его рассказу о Рихарде Васми, но записанные им рассуждения художника о «проверке живописи жирафой», делают историю ленинградского неофициального искусства ярче.

Встреча с Венедиктом Ерофеевым в квартире художника Андрея Геннадиева. В кадре: Олег Охапкин, Андрей Геннадиев, Венедикт Ерофеев. Фотография Геннадия

Встреча с Венедиктом Ерофеевым в квартире художника Андрея Геннадиева. В кадре: Олег Охапкин, Андрей Геннадиев, Венедикт Ерофеев. Фотография Геннадия Приходько. 1970-е годы. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Геннадия Приходько

Вадим Нечаев и Марина Недоброва на открытии “Музея современной живописи”. 1977. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

Вадим Нечаев и Марина Недоброва на открытии “Музея современной живописи”. 1977. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Любови Гуревич

В отличие от современных событий художественной жизни, многие выставки неофициального искусства, встречи, концерты, поэтические чтения в мастерских документировались менее подробно. От квартирных показов искусства часто оставалось только несколько фотографий или машинописная карточка-пригласительный со списком участников. Собрание архива, всесторонне документирующего ленинградское неофициальное искусство – процесс длительный. Однако, уже сейчас, благодаря фондам Любови Гуревич, Геннадия Приходько, Андрея Хлобыстина, выясняется множество подробностей. Можно, например, узнать, как выглядел «Музей современной живописи», организованный в 1977 году Вадимом Нечаевым и Мариной Недобровой в собственной квартире; с кем встречался Венедикт Ерофеев, автор романа «Москва-Петушки», во время своего пребывания в Ленинграде; какие вопросы задавало старшее поколение «Новым художникам».

Праздник Неоакадемизма в учебных залах Новой Академии в Михайловском Замке Государственного Русского музея. На снимке: Олег Маслов, Ольга Тобрелутс

Праздник Неоакадемизма в учебных залах Новой Академии в Михайловском Замке Государственного Русского музея. На снимке: Олег Маслов, Ольга Тобрелутс, Тимур Новиков, Белла Матвеева, Виктор Кузнецов, Андрей Хлобыстин. 1999. Автор фотографии -- Андрей Медведев. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

Новая Академия Изящных Искусств 

В конце 1980-х годов Тимур Новиков, вместе с художниками и искусствоведами, провозглашает появление «неоакадемического» движения, программой которого становится возвращение в современное искусство «классического наследия» и «красоты». Новая Академия Всеческих (Всяческих) Искусств, созданная в 1986 году «Новыми художниками», была переименована в Новую Академию Изящных Искусств (НАИИ) и начала работать как игровая институция, объединяющая единомышленников, и как самоорганизованное учебное заведение для воспитания молодых художников. В должности профессоров и преподавателей выступали: Тимур Новиков, Денис Егельский, Георгий Гурьянов, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Белла Матвеева и др. Постоянную площадку НАИИ получила в 1994 году, обосновавшись в Арт центре «Пушкинская 10».

Выступление инструментального ансамбля “Rare Aves” на фестивале “Торжество Неоакадемизма”, 1997 в Павловске. Автор фотографии? Архив музея

Выступление инструментального ансамбля “Rare Aves” на фестивале “Торжество Неоакадемизма”, 1997 в Павловске. Автор фотографии? Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

 

«Постановки» в Новой Академии Изящных Искусств. 1994. Автор фотографии -- Андрей Хлобыстин. Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея

«Постановки» в Новой Академии Изящных Искусств. 1994. Автор фотографии -- Андрей Хлобыстин.  Архив музея современного искусства «Гараж». Фонд Андрея Хлобыстина

 

«Неоакадемизм» стал одним из самых известных явлений Ленинградской / Петербургской художественной жизни 1990-х–начала 2000-х годов. В архивном собрании Андрея Хлобыстина содержаться материалы, освещающие деятельность Новой академии. В фонде хранятся тексты Тимура Новикова, раскрывающие эстетическую программу неоакадемизма, а также внутренняя переписка,  «шифровки», дипломы и благодарственные письма, раскрывающие игровой характер  НАИИ. Коллекция включает редкие малотиражные каталоги Новикова, Олега и Виктора, Беллы Матвеевой и Владислава Мамышева-Монро. Пригласительные билеты и буклеты фиксируют ключевые неоакадемические выставки, Флаеры и афиши, выполненные при участии художников НАИИ показывают связь этого движения с такими явлениями как рейв-культура и современная мода. Многочисленные фотографии событий Новой Академии, групповые и портретные снимки дают представление о творческой атмосфере, создаваемой неоакадемистами и являющейся частью новой эстетики. Отдельно стоит уникальный архивный документ «Стены НАИИ» состоящий из нескольких сотен распечатанных газетных и журнальных вырезок, каталожных текстов, афиш и отдельных фотографий о Новой Академии, собранных Тимуром Новиковым в середине 1990-х годов. Эти листы Тимур наклеивал в коридоре Новой академии на Пушкинской 10, называя их «инструментом визуальной пропаганды неоакадемизма».

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)