Лучшие спектакли фестиваля «Балтийский дом»

Очередной, 23-й по счету фестиваль «Балтийский дом» с 4 октября по 15 ноября покажет отборную серию европейских театральных хитов.


 «НА ДНЕ»

 Режиссер Оскарас Коршуновас
 Oskaro Korsunovo teatras (Вильнюс, Литва)

Коршуновас отлично известен в России, и в Петербурге он тоже поставил спектакль — «Укрощение строптивой» в Александринке, довольно неудачный. «На дне» — новый шаг в биографии режиссера. Вместо традиционной для него многофигурной фантасмагории — спокойные посиделки. Герои Горького, обитатели ночлежки, медленно и тихо подают друг другу реплики из последнего акта пьесы, запивая их настоящей, не бутафорской водкой. Меланхоличный пессимизм, негромкое разочарование, неброское пьянство. Многих берет за душу.

 

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ»

Режиссер Валтерс Силис
Dirty Deal teatro (Рига, Латвия)

Молодого латыша Валтерса Силиса уже неплохо знают по спектаклю «Легионеры», в котором препарировалась истоия национальных военных корпусов Латвии в годы второй мировой и дискутировался вопрос об их причастности к нацизму. Любовь к документальному материалу не покинула режиссера. На этот раз он решился поставить правительственный акт — «Национальный план развития Латвии до 2020 года». Спектакль получился на удивление шаловливый и нескучный: он предполагает еще и интерактивное общение со зрителями.

 

«МАТЬ. ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА»

Режиссер Кирилл Глушаев
Vilniaus mazasis teatras (Литва)

Да, спектакль Вильнюсского малого театра поставлен по Горькому, и это именно «Васса Железнова», а вовсе не роман «Мать». Молодой ученик Римаса Туминаса Кирилл Глушаев устроил бенефис для известной литовской актрисы Эгле Габренайте, звезды советского сериала «Богач, бедняк...». Васса — сложный образ. Она и любящая мать, и одновременно тиранша, эксплуататорша — словом, актрисе есть где развернуться.

 

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Режиссер Люк Персеваль
Thalia theater (Гамбург, Германия)

Фламандец Люк Персеваль руководит ведущим немецким театром уже не первый год и особенно поднаторел в трактовке классических русских текстов, сочетая сценический минимализм и брутальный физиологический натурализм. Спектакль по главному роману Достоевского несколько выбивается из общего тренда. Главным здесь, словно в аудиоинсталляции, оказывается звук: настоящий колокольный перезвон, долгие монологи персонажей и пронзительная, на грани нечленораздельности, речевая истерика, устраиваемая актером по фамилии Клон.

 

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Режиссер Римас Туминас
Театр имени Вахтангова (Москва)

Выдающийся литовский режиссер Туминас не только руководит Малым театром в Вильнюсе, но и вполне прижился в знаменитом московском стационаре. В «Онегине» он задействовал здешних актрис-легенд Людмилу Максакову (няня) и Юлию Борисову (она играет, не поверите, Сон Татьяны). Не обошелся и без любимого артиста Сергея Маковецкого (Онегин в зрелости). Туминас продолжает заниматься фрейдовским психоанализом русской классики, вытаскивая на свет божий потаенные страхи и мечты ее героев, их фрустрации и комплексы. Красивый и мрачный спектакль с балетом и аккордеонистами.

 

«ОБЛОМОВ»

Режиссер Алвис Херманис
Jaunais Rigas teatris (Латвия)

Актера Гундарса Аболиньша все полюбили после спектакля Херманиса по рассказу Татьяны Толстой «Соня», в котором он великолепно сыграл женскую роль — добрую и несчастную старую деву. От Сони к соне: герой Гончарова Илья Ильич Обломов любил поваляться на диване. Спектакль Херманиса, шедевр неонатурализма, похож на оживший дагерротип: аутентичная меблировка, печь, спаянная по чертежу XIX века, дотошно воссозданные костюмы. В актерской манере смешаны репортажный реализм и легкая ирония. Эротические приключения Обломова слегка прозаизированы: возлюбленная Ильи Ильича Ольга и его некрасивая жена Пшеницына слились в один женский персонаж.

 

«РУССКИЕ!»

 Режиссер Иво ван Хове
Toneelgroep Amsterdam (Нидерланды)

Пятичасовое действо разворачивается на огромных подмостках с впечатляющими декорациями в духе хай-тек. Сцена изображает крышу небоскреба — именно туда руководитель одного из лучших театров Голландии ван Хове отправил героев сразу двух ранних пьес Чехова: «Платонов» и «Иванов». Чеховские персонажи, по мнению создателей спектакля, очень похожи на сегодняшних лузеров, сублимирующих неуверенность в себе в ксенофобию и социальную агрессию. Особенно у ван Хове педалирована тема антисемитизма, связанная с женой Иванова Сарой.

 

«РАЙ»

 Режиссер Эймунтас Някрошюс
 Театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва)

В «Божественную комедию» Някрошюса вошли фрагменты из «Ада» и «Чистилища», а путешествие героя в рай стало темой отдельного спектакля. Он совсем новый, и известно о нем немногое: говорят, «Рай» завершается продолжительной статичной сценой — фигуры Данте и его возлюбленной Беатриче замирают в неподвижности.

 

«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

Режиссер Эймунтас Някрошюс
Театр Meno Fortas (Вильнюс, Литва)

На этот раз великий мастер метафорического театра взялся за подобающую ему по масштабу поэму Данте, двигаясь прямо по тексту и превращая каждую строфу в эффектную театральную сцену. Поэтические этюды с книгами и дорожными знаками, птичьими клетками, наушниками и зеркалами — классика и современность непринужденно соединяются в ассоциативные образы, своего рода «видеостихи». Судьба появляется в образе почтальона на санях, заодно озвучивающего энциклопедические справки о поэме и ее создателе. Данте играет Роландас Казлас, популярный литовский актер и телеведущий.

 

«БЕСЧЕСТЬЕ»

 Режиссер Корнель Мундруцо
Театр Proton (Будапешт, Венгрия)

Спектакль вызвал небольшой скандал на главном театральном фестивале Европы во французском Авиньоне, как из-за натурализма сцены группового изнасилования, которой он открывается, так и по причине пренебрежения законами политической корректности со стороны молодого, но уже увенчанного призами венгерского режиссера (он не менее известен по работам в кино: «Йоханна», «Дельта», «Нежный сын»). Роман нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее о печальной судьбе вчерашних белых колонизаторов ЮАР после отмены апартеида стал поводом для злого гиньоля. Речь тут явно не об Африке, а о постсоветской Венгрии — недаром на фонограмме поет не Найт Эштон, а Алла Пугачева.

 

«СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»

Режиссер Кирилл Серебренников
«Гоголь-центр» (Москва)

Серебренников и его театр в представлении не нуждаются. Даже те, кто считал Кирилла Семеновича лишь кинорежиссером, автором «Ростова-папы», «Изображая жертву» и «Юрьева дня», теперь знают о его театральной специализации — спасибо шумному скандалу вокруг переформатирования московского Театра имени Гоголя, переданного Сергеем Капковым Серебренникову. В спектакле по Шекспиру играют молодые актеры, недавние выпускники Школы-студии МХАТ, чья слава еще впереди. Пьеса разъята на несколько новелл: боги превратились в рублевских богачей, влюбленные герои — в старшеклассников, а ремесленники — в работяг со стройки.


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также