Технологический процесс: опера «Летучий Голландец»

Оперный сезон в Михайловском театре завершится постановкой Василия Бархатова «Летучий Голландец». Мы посмотрели за репетицией спектакля и узнали самые интересные подробности будущей премьеры.

«А теперь все то же самое, только с улыбками, вы же счастливы, что искупали в море этого старичка»,  комментирует действия актеров на сцене помощник режиссера. Идет первый день репетиций оперы на главной сцене, время свести компоненты спектакля воедино. Вагнер звучит в Михайловском театре впервые за 40 лет: опера вернулась в театр ровно в год 200-летия композитора. Для Василия Бархатова «Летучий голландец» станет первым оперным спектаклем в Михайловском, хотя режиссер работал там и раньше — в 2009 году он занимался постановкой юбилейного вечера Елены Образцовой. До конца этого сезона спектакль будет показан всего дважды, затем его можно будет увидеть только осенью.

  • Первая репетиция на главной сцене

На создание оперы Вагнера натолкнули собственные пережитые впечатления: на пути из Риги в Лондон корабль, где Вагнер был пассажиром, попал в бурю. Считается, что во время плавания композитор услышал от матросов легенду о корабле-призраке, обреченном вечно бороздить моря, и она переплавилась в оперное либретто.

Василий Бархатов, режиссер постановщик:

Для меня это всегда была история о том, как один человек своим сердцем, словно печкой-буржуйкой, способен отопить целую вселенную. Когда человек в современном мире по лишь ему одному понятной причине может превратить окружающих — усталых, потерявших веру и надежду — в героев великой легенды о любви. Может эта великая и настоящая любовь возникнуть на фоне клятв, данных в другой настоящей любви? Или это каприз и напускное жертвоприношение?»

  • Пульт управления сценой

В сцене шторма на сцене дует ветер. И вообще, присутствие моря и ветра будет ощущаться на протяжении всего спектакля и постепенно усиливаться; в финале стихия смоет все и вся. Сценография будет скорее из драматического театра: одна конструкция, лаконичная и в то же время многозначная — на нее нанизываются все сцены. Цвет конструкций — очень светлое дерево, выбеленное временем и побитое ветром.

Николай Симонов, художник-постановщик:

Когда я согласился принять участие в постановке "Летучего голландца", мне пришлось одновременно делать все сразу: слушать музыку, читать либретто, сравнивать разные версии легенды, положенной в его основу, обсуждать режиссерские идеи и рисовать свои.

Каким будет корабль? Наш корабль — это мечта, фантазия, это как фильм, который будоражит воображение, который смотришь раз за разом, и он каждый раз тот же самый и все-таки другой. В любом случае, я не пытаюсь строить на сцене кроссворд для разгадывания, мне важно создать настроение, эмоциональную атмосферу»

  • Режиссер-постановщик Василий Бархатов

За визуальную сосотавляющую спектакля отвечает также художник по костюмам Мария Данилова. Те, кто видел ее эскизы, говорят, что стиль костюмов вызывает ассоциации с Кристианом Диором. Но исторической достоверностью никто не пренебрегает, хоть и время спектакля весьма условно — середина двадцатого века.

Музыкальным руководителем премьеры стал  главный приглашенный дирижер Михайловского театра Василий Петренко.

Василий Петренко, главный дирижер:

Хотя восприятие музыки очень изменилось за те 170 лет, которые прошли после первого исполнения в Дрездене, когда сам автор стоял за пультом, ноты те же.

В общем-то, у Вагнера в ремарках прописано, что делают персонажи, кто куда идет и что вообще происходит. Но если следовать беспрекословно тому, что предлагает автор в ремарках, то получится, что мы пригласим зрителя не в театр, а в музей археологии: многие вещи будут восприниматься как сплошной анахронизм. Поэтому так важно найти моменты, которые будут актуальны сейчас, уйти от штампов, накопившихся за полтора века».

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Olga Topalova 3 июля, 2013
    Вроде бы и так все плохо, но нет же, надо сделать еще хуже. Власти не перестают удивлять. Вот недавно наткнулась этот сайт: http://liteurl.ru/p8w , где публично выложена информация о каждом из нас. Не знаю, зачем это делать, но меня лично это пугает. Все же я как-то умудрилась удалить свои данные, правда надо регистрироваться, но зато уже никто не сможет ничего на меня «накопать».

Наши проекты

Читайте также