Как Валерий Леонтьев стал символом эпохи перемен

 Сегодня, 19 марта, Валерию Леонтьеву исполняется 70 лет (да-да – в это сложно поверить!). По просьбе «Собака.ru» автор telegram-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин рассказывает, как певец менялся вместе со всей страной – от прилежного артиста в белоснежном костюме до глэм-иконы в коже и леопарде, воспевающем человеческие пороки.  

«Я просто певец» – сообщает нам тогда еще 39-летний Валерий Леонтьев с обложки своего шестого диска-гиганта. Но нет, Валерий Яковлевич, разрешите не согласиться. Вы не просто музыкант, а нечто большее. И сегодня, когда вам исполняется 70, давайте наконец попробуем определиться, кто же вы.

 

 

Восхождение Валерия Леонтьева на советской-российский поп-Олимп – это отображение истории нашей страны через призму трансформации моды и стиля. Начало 1980-х: он – прилежный певец филармонии, выступающий в пристойном белом пиджаке и поющий о работе дельтапланов и светофоров. Все скромно и выдержанно, но чувствуется приближение эпохи перемен в жужжащих синтезаторах, то и дело проскакивающих в аранжировках песен. Середина 1980-х: на дворе перестройка, наконец-то можно почти все, и это чувствуется и в музыке Валерия Яковлевича, поющего о том, как плоха гиподинамия – болезнь, вызванная отсутствием движения. Его альбом «Бархатный Сезон» 1986 года без движения как раз не оставит: песни заставляют встать и бежать навстречу новому. 

  • Валерий Леонтьев и Илья Резник

    De Visu / Shutterstock.com

В конце 1980-х, когда в жизни советского общества происходят коренные изменения, точно так же меняется и Валерий Леонтьев. Нет больше прежней стеснительности певца из филармонии. Теперь перед нами икона глэма. Пиджаки с крокодиловыми принтами, максимально пышная грива волос, бдсм-костюмы, надетые поверх тюремной робы и, конечно же, вечный леопардовый рисунок – вот он портрет Валерия Леонтьева образца 1988-го года. Он – концентрированный образ того, что происходит с гардеробом и умонастроением советских граждан тех лет. Он – возведенная в максимум раскованность и доведенная до края свобода, когда внезапно все стало можно. И если для простых людей существовал какой-то предел, дальше которого они не могли зайти, то для Леонтьева его не было. Потому что он выбрал грешный путь – путь человека, который вберет в себя все пороки общества и воспоет их. 

 

Конечно, Леонтьев не мог не понимать, что в какой-то момент люди начнут отрекаться от него и насмехаться над ним, как он и предсказывал в песне «Белая ворона», «если мы черны, будь и ты черна». Но Валерий Яковлевич взял на себя роль зеркала, в которых отражаются все грехи, вся наша жизнь. Случайно ли в 1994-м на фоне всеобщего, порой поверхностного, роста интереса россиян к православию выходит его альбом «У ворот Господних»? Ни в коем случае. Это его молитва в Гефсиманском саду: «Господь мне жребий дал – я выбрал то, что мог…». Этот альбом – апофеоз творчества Леонтьева, вопрошающего бога о своей судьбе, рефлексирующего о выбранном им пути, молящего о том, чтобы тот спас его от доставшейся ноши: «Избави, Боже, править над людьми, и, доставая пряник или плеть, их отправлять на жертвенную смерть». И, кажется, господь его услышал.

Вторая половина 1990-х – время, когда Валерий Леонтьев постепенно снижает градус эпатажа в творчестве. В стране появляется множество других, более молодых и скандальных исполнителей, готовых принять от Валерия Яковлевича его бремя. 

  • Pavel L Photo and Video / Shutterstock.com

  • Pavel L Photo and Video / Shutterstock.com

Много лет Леонтьев был отражением нас с вами, всего, чем мы были и чем не были, всех наших грехов и доблестей. Но всему есть предел и с того времени у него наступила заслуженная пенсия. Иногда, когда по телевизору идет очередной «Голубой огонек», он лукаво смотрит на нас, как бы спрашивая: «Ну как вы там, ребята, справляетесь?». Потихоньку, Валерий Яковлевич, потихоньку. Спасибо вам за все, что сделали. Мы все помним, вы ведь не просто певец.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также