Как Максим Кац и Илья Варламов хотят изменить Петербург за 2019 год

Блогеры и урбанисты Илья Варламов и Максим Кац объявили год Петербурга. Они создадут 90 концепций реорганизации общественных пространств, работа над тремя из которых уже началась. «Собака.ru» поговорила с руководителем «Городских проектов» Максимом Кацем и архитектором Алексеем Арушаняном о стихийных парковках, безграмотно организованных набережных и тротуарах и о том, как изменить ситуацию в городе за такой короткий срок.

  • Фото: vk.com

Максим Кац

Сооснователь фонда «Городские проекты»

В последнее время петербургское отделение «Городских проектов» не было активно. Было несколько попыток организовать работу в вашем городе, проведены даже неплохие исследования, но с местными руководителями у нас не складывалось, и мы решили заняться этим, только когда у нас самих дойдут руки. Теперь время настало: весь ближайший год московские «Городские проекты» сфокусируются на Петербурге.

Мы с Ильей Варламовым регулярно обсуждаем город, пишем о его недостатках и достоинствах. И во время одного из таких разговоров мы поняли, что сейчас у нас есть шанс поменять вектор развития Петербурга. Грядут две большие избирательные кампании – губернаторская и муниципальных депутатов – в связи с ними будет много обсуждений, и было бы неплохо в них поучаствовать.

Конечно, кардинально изменить город в такие сжатые сроки не выйдет, но можно повлиять на подход к его управлению. В Москве тоже сначала все происходило небыстро, но постепенно власти стали ставить в приоритет интересы пешеходов, а не автомобилистов, в мэрии начали появляться разбирающиеся в этом люди.

Мы хотим поднять общественную дискуссию вокруг урбанистики и сделать так, чтобы это стало важно людям и, соответственно, власти, которая не сможет это игнорировать и будет вынуждена развивать транспорт, пешеходное и велосипедное движение.

Сейчас в городе есть неплохие проекты, но диалога нет – рекомендации специалистов просто откладываются в ящик. Это связано с тем, что местная власть очень аморфна и ничем не интересуется. Сейчас, как минимум до выборов, они не будут чувствовать себя так вольготно, как раньше. Есть шанс, что это закрепится – особенно, если удастся избрать много оппозиционных муниципальных депутатов.

К работе мы привлекли петербургские движения: «Красивый Петербург», «Деревья Петербурга», специалистов по транспорту, «Велосипедизацию».

Мы хотим сделать по одному исследованию на каждый муниципальный округ. Начали с трех: выбрали территорию у Казанского собора, Конюшенную площадь и угол Белинского и набережной Фонтанки, потому что это знаковые, важные для города места. При этом, проблемы там типичные: парковки и некачественное использование пространства.

  • Угол Белинского и набережной Фонтанки. Фото: Максим Кац

  • Угол Белинского и набережной Фонтанки. Фото: Максим Кац

  • Основные проблемы пространства

Останутся ли «Городские проекты» в Петербурге, будет зависеть от результатов выборов. Если в мундепы придет много урбанистических хипстеров, как мы любим, то, конечно, мы будем вместе с ними заниматься городом дальше.

В идеале спустя год у власти изменится подход к городу, и за последующие четыре-пять лет пройдут открытые архитектурные конкурсы по проектированию общественных пространств, которые будут адекватно переоборудованы.

В идеале мы проведем 90 исследований – на каждое хотим собрать по 60-70 000 рублей на работу архитекторов, художников, которые делают картинки, и менеджмент проекта. Сейчас сбор идет неплохо: примерно 50% средств присылают москвичи, 30% – петербуржцы, а остальное – люди из других городов. Они это делают не ради себя, а для глобального улучшения ситуации в стране, обычно такие пожертвования не связаны с личной выгодой.

Я Петербург люблю – никогда не жил здесь дольше недели, но считаю его лучшим городом страны и регулярно приезжаю по работе и на выходные.

  • Фото: fb.com

Алексей Арушанян

Архитектор «Городских проектов»

Я архитектор, восемь лет прожил в Петербурге, хорошо знаю город и местных специалистов и в проекте буду заниматься координацией проектировщиков и художников, которые будут работать над концепциями.

У нас прекрасно подходящий для пешеходной инфраструктуры центр города: красивые улицы, комфортная высота домов, много активностей на первых этажах. При этом это никак не используется с точки зрения урбанистики: кругом парковка, людям сложно пройти. Тротуары, проезды, переходы – все это времен Советского Союза, когда машин было гораздо меньше. Очень много где нет переходов на мостах и, гуляя по набережной, приходится пересекать дорогу в три приема, хотя организовать это нормально ничто не мешает. Все площади, территории рядом с памятниками архитектуры, набережными, соборами не организованы как общественное пространство – там негде гулять или сидеть, везде одни автомобили. Большая проблема с зелеными насаждениями. Вся общественная жизнь города сконцентрирована в центре, а на окраинах плодятся огромные жилые кварталы – поэтому каждое утро все петербуржцы едут в центр, а вечером возвращаются обратно. Из-за этого повсюду жуткие пробки. Проблемы есть и с общественным транспортом: уничтожена трамвайная сеть, хотя она обходится городу гораздо дешевле метро.

Например, у Казанского собора огромный ежедневный поток людей: место это важное и для туристов, и для жителей. Сейчас там паркуется 80 машин. Даже если в каждой из них приезжает пять человек, это не сравнимо с количеством прохожих в час – это вопиющий дисбаланс. Эта территория еще интересна тем, что тут нет автомобильного проезда на набережной, то есть здесь можно создать уникальное для города полноценное общественное пространство у воды, при этом не меняя траекторию движения автомобилей. Подобных мест сотни, и нужно с ними что-то делать.

  • Территория у Казанского собора. Фото: Максим Кац

  • Территория у Казанского собора. Фото: Максим Кац

  • Основные проблемы пространства у Казанского собора

Наш план – в каждом округе выбрать по участку и изучить, что там происходит и что могло бы происходить. После этого – привлечь петербургских архитекторов, чтобы они разработали концепции реорганизации этого пространства. Мы придумаем, и как решить типовые проблемы вроде парковок, переходов и общественного транспорта, и разработаем концептуальные идеи для каждого места в отдельности.

Европейские города давно пришли к пониманию, что нужно развивать пешеходное движение, потому что там, где жители ходят по улицам, лучше чувствует себя бизнес: люди, гуляя, видят магазины, кафе и заходят в них. Пешеходный город безопаснее, уютнее, экологичнее, привлекательнее для туристов. В Москве начали этим заниматься, а в Петербурге – все еще нет. Из-за этого все так любят Стокгольм, Рим, Берлин: там активная и насыщенная жизнь и красивый исторический центр. В этом смысле Петербург – город номер один в России, у него есть огромный потенциал, но пока нет никакой инфраструктуры.

В итоге каждую концепцию мы оформим в буклет, их будем распространять и среди чиновников, и среди жителей. Наша задача – продемонстрировать петербуржцам и правительству, как город может стать еще лучше, красивее и удобнее. Мы надеемся, что у нас получится поднять шумиху и показать, как много можно поменять без заоблачных бюджетов. Сила Петербурга в том, что его вообще не надо перестраивать, необходимо чуть-чуть подправить, дополнить, и он станет очень комфортным.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также