5 знаковых постановок Михаила Мессерера в Михайловском театре

Художественный руководитель балета и главный балетмейстер Михайловского театра, работавший с труппами нью-йоркского ABT и миланского Ла Скала, с компаниями Ролана Пети, Мориса Бежара и Матса Эка, в августе объявил о том, что покидает свой пост. Из списка постановок, которые появились в репертуаре за десять лет работы Михаила Мессерера на площади Искусств, мы собрали пять самых знаковых.

«Лебединое озеро»

В 2009 году на сцене Михайловского появился спектакль, который был создан в Москве балетмейстером Александром Горским в Большом театре в 1901 году. Позже спектакль подвергся редакциям, которыми занимался дядя Михаила Мессерера Асаф Мессерер и легендарный сценограф Симон Вирсаладзе, в результате став эталоном большой классической формы и символом советского балета. Но с появлением версии хореографа Юрия Григоровича, постановка ушла из репертуара Большого. Десять лет назад впервые за вековую историю со времен балета «Дон Кихот» московский спектакль попал в Петербург – с легкой руки Михаила Мессерера.

  • «Лебединое озеро»

«Пламя Парижа»

В 2013 году Михаил Мессерер взялся восстановить советский балет «Пламя Парижа» о Великой французской революции, который считается одним из самых знаковых: ходят легенды, что его первые зрители вставали с мест и пели Марсельезу во весь голос. Постановка в Михайловском театре, в которой занято больше ста человек — артисты балета, миманс и хор, не только сохраняет основной хореографический текст и мизансцены первоисточника, но и воскрешает его революционный пафос.

Марина Харсс, корреспондент The New York Times:

Cтиль танца «Пламени Парижа» с фольклорными и народными мотивами – редкость во все больше глобализируемом мире балета. Недаром британец Клемент Крисп (один из самых авторитетных критиков мира - прим. ред.) из лондонской Financial Times считает господина Мессерера человеком исключительного вкуса и глубоких знаний».

  • «Пламя Парижа»

«Корсар»

В сентябре 2015 года Михайловский театр открыл 183-й сезон премьерой балета о приключениях романтичных морских разбойников – «Корсар» в постановке Михаила Мессерера. Сам спектакль впервые был показан в середине 19 века в Париже, а в России его первооткрывателем стал Мариус Петипа. Новую жизнь «Корсару» дал балетмейстер Константин Сергеев в 1970-х гг., и эта редакция послужила основой постановки Михайловского театра. Но было решено не восстанавливать «историческую» сценографию с громоздкими декорациями и облегчить визуальный ряд, который отличается легкостью и минимализмом.

  • «Корсар»

«Тщетная предосторожность»

Пасторальный балет о жизни французских крестьян появился в конце 18 века и претерпел множество редакций. Одну из самых известных версий поставил классик британского балета Фредерик Аштон – ее и перенес на петербургскую сцену Михаил Мессерер. Под руководством своего главного балетмейстера труппа Михайловского театра освоила непростую английскую манеру исполнения, которая отличается филигранностью танца и тонкостью актерской игры.

 

  • «Тщетная предосторожность»

«Золушка»

Собственную версию классического балета 1945 года, за редакцию которой отвечал Михаил Мессерер, Михайловский театр решил «оцифровать»: эта «Золушка» – сочетание старины и современных сценических технологий. В постановке, которую показали в 2017 году, визуальные компьютерные эффекты и видеопроекции соединены с традиционными декорациями, костюмами и реквизитом. Спектакль с одной стороны представляет из себя реконструкцию «Золушки» советского хореографа Ростислава Захарова, с другой – сказку в стиле 21 века.

  • «Золушка»

Михаил Мессерер до прихода в Михайловский театр был приглашенным педагогом-балетмейстером в национальных оперных театрах Лондона, Парижа и Вены, в Римской опере и неаполитанском Сан-Карло, в балетных труппах Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Лейпцига, Дюссельдорфа, Токио, Стокгольма, Копенгагена, Монте-Карло, Будапешта и других. Работал в компаниях под руководством Нинетт де Валуа, Фредерика Аштона, Кеннета Макмиллана, Жана-Кристофа Майо, Рудольфа Нуреева. Он владеет английским, французским и итальянским языками, на которых ведет уроки и репетиции. В Михайловском театре Михаил Мессерер поставил балеты «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Дон Кихот», «Класс-концерт» и другие, а весной этого года в Новосибирском театре оперы и балета – спектакль «Коппелия», который впервые был показан в 1870 году

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также