18+
  • Город
  • Город
Город

Петербуржец в 4-м поколении Алексей Абакумов о богемных предках

В рубрике «Коренные» жители Петербурга делятся с нами историями своих семей. О прадедушке-иконописце, который писал последний прижизненный портрет Николая II, бабушке-солистке Мариинского театра и отношениях с городом нам рассказал руководитель департамента внешних связей Академии Штиглица Алексей Абакумов.

Работа Николая Шестерикова

Работа Николая Шестерикова

Работа Николая Шестерикова

Работа Николая Шестерикова

Мой прадед Николай Андреевич Шестериков был иконописцем и довольно известным художником. Он учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица. В основном, работал по своему профилю – расписывал церкви. Прадед хорошо воспринял революцию: был коммунистом и довольно авторитетным человеком, даже написал несколько портретов советских лидеров. Если честно, я ни одной картины не видел, но так утверждают в моей семье. Десять лет назад мы случайно обнаружили, что портрет Николая II из коллекции Гатчинского дворца-музея ─ холст моего прадеда. Работа датирована 1916 годом, а в последующие уже нет ни одного известного изображения императора. Специалисты и научные сотрудники музея сделали вывод, что это последний прижизненный портрет государя. Был он писан с натуры или нет, сказать довольно сложно. Исторических сведений мы не нашли.

Николай Андреевич Шестериков

Николай Андреевич Шестериков

Николай Андреевич Шестериков

Николай Андреевич Шестериков

Портрет Николая II

Портрет Николая II

Николай Андреевич Шестериков еще до революции преподавал в высших и средних учебных заведениях, вел классы в Академии Художеств. Когда началась блокада и вся семья уехала из Ленинграда, прадед решил остаться вместе со своими учениками. Он скончался в 1942 году от пневмонии. Уже после войны его ученики рассказали, что он умер, сидя за мольбертом с кистью в руках. Это история судьбы волевого и принципиального человека, настоящего художника.

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова и дочь Людмила (справа)

Тамара Николаевна Кирсанова и дочь Людмила (справа)

Его дочь, моя бабушка Тамара Николаевна Кирсанова, закончила Ленинградское хореографическое училище и была одной из любимых учениц Агриппины Яковлевны Вагановой. В 1930-е годы бабушка стала солисткой Мариинского театра и во время Великой отечественной войны выступала на фронтах. Она была дружна с известными балеринами: с Феей Балабиной и Татьяной Вечесловой. У ее старшей дочери, моей тети, есть альбом, где собраны трогательные письма от людей, чьи имена вписаны в историю мирового балета. Несмотря на это, бабушка всегда оставалась в стороне от больших амбиций, никогда не стремилась никого подсидеть. У нее были высокие награды, большие роли и поклонники ─ известные люди из творческой интеллигенции того времени. Но все, что имело отношение к жесткой конкуренции балетного мира, было ей чуждо.

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Тамара Николаевна Кирсанова

Балетные танцоры традиционно уходят на пенсию в возрасте 40 лет. Во время войны бабушка утеряла документы и, когда восстанавливала, уменьшила свой возраст на два года. Таким образом, она продлила себе работу в Мариинском театре. Потом Тамара Николаевна работала в мастерских театра, а затем ушла в преподавательскую деятельность: первой организовала в Ленинграде балет на льду. Наш известный тренер Алексей Мишин до сих пор хорошо ее помнит.

Людмила Михайловна Кирсанова

Людмила Михайловна Кирсанова

Александр Алексеевич Абакумов и Людмила Михайловна Кирсанова

Александр Алексеевич Абакумов и Людмила Михайловна Кирсанова 

Моя мама, Людмила Михайловна, училась тоже в Академии Штиглица, на кафедре Моделирования костюма. Сразу по окончании стала преподавать и параллельно работала в Интуристе: она хорошо знала английский и проводила экскурсии по городу. В начале 1980-х ей предложили пойти в загранплавание. Для мамы это было сложное решение: с одной стороны, ее взяли преподавать, значит, прочили большую карьеру, с другой – возможность посмотреть мир из-за железного занавеса. И она выбрала заграницу. За 12 лет совершила семь кругосветных плаваний на кораблях Балтийского морского флота. Мама побывала в огромном количестве стран, и в детстве у нас в доме висели картины, написанные ею в разных частях света.

Несмотря на все путешествия, я никогда не задавался вопросом, может ли мама уехать жить в другую страну. Она все-таки настоящая петербурженка. Правда, в 1990-е мои родители организовали бизнес – возили за рубеж произведения искусства современных художников. Для многих это была настоящая путевка в жизнь – родители наладили связь с немецкими галереями и на судах Балтийского морского флота переправляли картины. Так что в детстве я несколько лет провел в Германии с редкими возвращениями на родину. Когда произошла смена власти и развалилось морское пароходство, родители остались у разбитого корыта. Встал вопрос, где жить дальше, и они решили, что ребенок, говорящий на русском языке, должен учиться в школе на Родине.


Петербург – это такая зона комфорта, где я не задумываюсь, что и как устроено.

В любом городе – старинно-европейском или захолустно-российском ─ я нахожу свою прелесть. Мне интересна культура, быт, традиции. Я получаю искреннее удовольствие от Петербурга, потому что здесь чувствую себя дома. Это такая зона комфорта, где я не задумываюсь, что и как устроено. У меня в определенном возрасте произошло второе открытие города. Я начал поднимать взгляд от горизонтальной плоскости, смотреть наверх, разглядывать архитектурные стили и до сих пор не перестаю восторгаться Петербургом. Бывает, конечно, возвращаюсь домой из путешествия, смотрю вокруг: регулярная планировка, фиксированная этажность. Выглядит довольно монотонно. А потом замечаю все нюансы – и глаз радуется.


В Петербурге я скучаю по Ленинграду.

Петербург и моя семья уже крепко связаны, и я прикипел к городу. Хотя территориально я воспринимаю Петербургом только центр, где родился и вырос. Все остальное – это другой мир и другой город. Там даже люди меняются, оказавшись в новом пространстве.

В Петербурге я скучаю по Ленинграду. Для меня это не лощеный город, не тщательно отреставрированный. Он заросший, с деревьями, пробивающимися сквозь архитектурные сооружения. В начале 1990-х он был именно таким и даже трещины на фасадах скорее напоминали Старую Европу. В той же Флоренции, например, все дома выглядят ветхими, хотя, в целом, они хорошем состоянии. Наверное, я пытаюсь увидеть город, который меня однажды впечатлил и который так полюбил. Я чувствую себя здесь дома как раз потому, что в моем сердце и памяти Петербург именно такой.

Текст: Камилла Джа

Фото: Камилла Джа, личный архив Алексея Абакумова

Следите за нашими новостями в Telegram
Рубрика:
Коренные

Комментарии (0)