Уцелевшие особняки императорского Петербурга

Блогер и руфер Никита Мурузин, приглашенный консультант для съемок номинантов юбилейной премии «ТОП 50», составил для нас маршрут по самым роскошным, но малоизвестным и порой труднодоступным локациям города. В первом выпуске — сохранившиеся до сих пор особняки императорского Петербурга от барокко до модерна. 

  • Большая столовая

  • мавританский проход

  • цветочная комната

  • мавританский проход

  • лестница системы Жоли

  • Большая столовая

  • цветочная комната

  • двери в аванзал

  • парадная лестница

  • лестница системы Жоли

  • лестница в зимний сад

  • зимний сад

  • арка во дворе

  • Фасад с Английского проспекта

Особняк, построенный архитектором Вильгельмом Иогансеном на заре XX века для почетного консула Нидерландов, — один из первых образцов стиля модерн. 
За пышным главным фасадом здания, выдержанным в духе итальянского ренессанса с элементами барокко, неожиданно скрывается хозяйственный двор, выполненный в виде сельской голландской фермы. 
С 1939 года представительское здание стал занимать городской военный комиссариат. В роскошных залах располагаются: музей, конференц-зал, приемные. Жилые покои переоборудованы в рабочие кабинеты военных. Бело-мраморная парадная лестница и деревянная лестница подвесной конструкции, ведущая с бельэтажа в покои. Интерьеры особняка могут быть известны публике благодаря фильму Олега Тепцова «Господин оформитель» 1988 года: они бесподобно передавали мистическое настроение картины.


 

Одна из немногих дошедших до наших дней городских усадеб XVIII века. Главным напоминанием о владельцах – «хозяевах Урала» — является кружевная лестница-веранда. Ведущая из яблоневого сада к бельэтажу особняка, она отлита в чугуне по технологии, не известной современным инженерам. Чугунные маскароны на оконных наличниках по легенде имеют портретное сходство с членами семьи. Здание успело побывать и детским садом, и даже центром противодействию промышленному шпионажу, а теперь его занимают проектные институты: вход закрыт для посторонних, но нам удалось сфотографировать.


 

  • танцевальный зал

  • три грации

  • витраж павлин

  • Собственная лестница в квартире Дернова

  • угловой зал Ротонда

В 1903 году адмирал Дернов начал строительство доходного дома, проект которого составил гражданский инженер Михаил Николаевич Кондратьев. В трехкомнатной квартире № 23 на верхнем мансардном этаже башни жили супруги Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал, одни из главных героев «серебряного» века, создавшие здесь самый знаменитый литературно-философский салон предреволюционной России, известный как «Ивановская башня».


 

  • фасад дома по ул. Ломоносова

Дом по проекту архитектора Гавриила Барановского был построен по заказу одной из богатейших купеческих семей России. По своему декоративному убранству лестница нисколько не уступает пышно оформленному фасаду. Лестница украшена массивной лепниной, резной балюстрадой и оранжевыми витражами. Исключительная по оригинальности спиральная лестница, опоясывая круглую шахту лифта, объединяет площадки центрального и дворового корпусов.


 

  • Готическая столовая

  • рыцарский зал

  • Молельная в спальне особняка

  • Готическая столовая

  • Готическая столовая

Особняк в фешенебельной части города в 1860-х годах перестраивался архитекторами Пелем и Гедике по заказу наследника рода Паскевичей, сына заслуженного генерала и полководца Ивана Федоровича. По мнению архитектора Роберта Гедике, готический стиль наилучшим образом соответствовал девизу семьи: «Честь и верность». В картушах, расположенных под потолком готической столовой, увековечены победы известного российского генерала, прославившего свой род, а в малом готическом зале установлены раскрашенные статуи рыцарей, отразившие увлечение хозяев особняка коллекционированием оружия.


 

  • золотая гостиная

  • столовая барона на первом этаже

  • Музыкальная гостинная - зал композиторов

  • золотая гостиная

  • гостиная баронесы

  • золотая гостиная

  • библиотека

  • гостиная баронесы

  • ванная

  • биллиардная

  • столовая великого князя

  • официантская

  • черная гостиная

  • черная гостиная

  • бальный зал

Дворец на английской набережной для барона Александра Штиглица архитектор Кракау построил с царской роскошью — и после смерти богатейшего магната России дворец был выкуплен сыном императора Александра II, великим князем Павлом Александровичем. Великолепные интерьеры во всех возможных стилях запечатлены в известных акварелях придворного художника Луиджи Премацци, особый интерес вызывает концертный зал особняка, где архитектор поместил профили композиторов, расположив их в медальонах овальной формы. Второй этаж открывает большая, в пять осей, гостиная с кариатидами посредством трех широких проемов соединяется с бальным залом — самым эффектным помещением особняка. Для последнего владельца придворный архитектор М.Е. Месмахер перестроил несколько залов, не затронув главных оригинальных интерьеров. 

Резьба, лепка с позолотой, драпировка из штофа повсеместно использовались в отделке внутреннего убранства особняка. Парадные помещения гармонично дополнены каминами, в отделке широко использованы скульптурные элементы, а также цветной и белый сорта мрамора. 



 

  • бронзовая гостиная

  • Белый зал, Зал Людовика XV

  • бронзовая гостиная

  • мавританский эркер

  • зимний сад

  • Парадная лестница

  • столовая

  • Парадная лестница

  • Парадная лестница

  • Белый зал, Зал Людовика XV

  • Белый зал, Зал Людовика XV

  • Белый зал, Зал Людовика XV

  • бронзовая гостиная

На углу Косой и Кожевенной линий архитектор Анатолий Ковшаров выстроил обращенный к взморью каменный дом в эклектичном стиле. Дом расположен в совершенно, казалось бы, нелогичном месте — в промышленной зоне Васильевского острова. Особняк принадлежал семье Брусницыных и находился на территории их кожевенной фабрики. Интерьеры особняка устроены согласно моде конца XIX века: здесь можно встретить различные интерпретации ренессанса, барокко и даже мавританского стиля. В последние годы за пустующим зданием, по-прежнему принадлежащим заводу, закрепилась роль постоянной съемочной площадки, где роскошные интерьеры служат декорациями для фильмов и фотосессий.


 

Фото: Никита Мурузин, Андрей Стрельников


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (6)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Дмитрий Скобелев 7 мая, 2016
    Никакие это не наши предки и наследие это не наше. Вместе с выехавшими и почившими во Франции представителями России из страны уехала и культура, ценности, традиции, знания и вера. А наши предки все это прибрали к рукам и будучи необразованными не удивительно, что не смогли правильно распоряжаться этим богатством. Такие вот мы с вами - советские. Ничтожнейшие людишки, что даже будучи крутыми чиновниками, бизнесменами и деятелями - мы не можем себе построить ничего, что превосходило бы по изяществу эти особняки. Потому что мы пустое место, заполняемое модой, трэндами и гаджетами. Все что нам остается - создавать иллюзию собственной значимости и важности нашей деятельности. Потому после нас и останется пустое место, а не шедевры архитектуры с научными трудами и коллекциями живописи, музыкальных инструментов, книг, скульптуры и тд.
  • Елена Беккер 24 нояб., 2015
    Действительно, нам в наследие досталось великое богатство наших предков, а вот ценить это и сохранять наш народ, наше государство так и не научилось. Многое уже не вернуть, но есть еще то, что можно сохранить нашему следующему поколению.
  • Mila Nikolaeva 15 июня, 2015
    почему мы не умеем беречь прошлое?
  • Frolik IK 15 июня, 2015
    Очень замечательная статья, ведь в эти здания просто так не попасть? Скажите как бы это сделать, погулять, пофотографироваться например.
  • Людмила Станиславская 12 июня, 2015
    Спасибо за статью . Это нужно на заборах вешать , чтобы все видели. Неужели особняки , представляющие историческую , архитектурную , культурную ценность никому не нужны . Ответ : никому . Варвары и дикари все раззорили , а сохранить и преумножить не смогли .
  • Liudmila Aleksandrova 11 июня, 2015
    Сколько еще много красивейших мест в историческом Санкт-Петербурге, известным лишь не многим из- за недоступности. И в каком ужасном состоянии некоторые исторические памятники находятся. Для повышения культуры, чувства прекрасного,необходимо бережного отношения к памятнику. Как необходимо для подрастающего поколения!

Читайте также