Как программа «Что? Где? Когда?» стала легендой

В день рождения самой интеллектуальной игры, которая стала настоящим телевизионным экспериментом и бьет все рейтинги вот уже 39 лет, мы вспоминаем 10 основых артефактов, которые сделали «Что? Где? Когда?» легендой.

  • «Что? Где? Когда?» Начало

    Есть легенда, что программа «Что? Где? Когда?» родилась в магазине «Дом игрушки». Именно там автор передачи и ее первый ведущий Владимир Ворошилов случайно увидел волчок со скачущей внутри лошадкой. В свой книге, он вспоминал, как лежал в своей квартире на Кутузовском проспекте на ковре, крутил тот самый волчок и пытался приделать к нему стрелку. При этом старательно выводил на зеленом ковре секторы — потом все это послужило прототипом игрового поля.

  • Господин ведущий

    Первым ведущим и судьей игры стал Владимир Ворошилов, По предсказаниям астрологов передаче «Что? Где? Когда?» был отпущен срок 25 лет. Через четверть века, 10 марта 2001 года, Владимир Яковлевич ушел из жизни. С этого же дня игру стал вести его приемный сын Борис Крюк. Сначала его не было в кадре, голос модифицировался с помощью современных технологий, и имя держалось в секрете даже от съемочной группы. Позже тайна была раскрыта одним из звукорежиссеров, который случайно пустил в эфир необработанную запись, но натоки до сих пор во время эфира обращаются к Борису не иначе как «Господин Ведущий», подчеркивая привычную дистанцию.

  • Голос

    Ворошилов создал потрясающий для телевидения прецедент, когда стал популярен не сам образ  ведущего, а его голос. Правда, произошло это по вынужденной причине: авторскую программу «Аукцион», в которой Ворошило был ведущим до «Что? Где? Когда?» закрыли по приказу Политбюро из-за  «торговли» в эфире песнями бардов: Высоцкого, Визборна, Галича. А самому Ворошилову запретили показываться на телевидении. Тогда было принято решение оставить в эфире только голос  — неповторимый тембр человека, которого никто не видел, в итоге, знала вся страна.

  • Мода на вечерние платья в эфире

    Доцент Минского технического университета и игрок «Что? Где? Когда?» Валентина Голубева ввела в клуб моду на платья с декольте. Раньше на эфире запрещали появляться даже в одежде с короткими рукавами, так как операторы считали, что женские руки выглядят полными. Именно Голубева однажды пришла на игру в таком открытом платье, что оператор «ЧГК» Александр Фукс из чувства восхищения не посмел отправить ее домой переодеваться. Так, мода на вечерние наряды клубе вошла в традицию.

  • Нескучный сад

    Программу «Что? Где? Когда?» снимали всегда в одном и том же месте — в Нескучном саду. Особняк XVIII века нашел сам Ворошилов и лично следил за его реставрацией. Приверженец прямого эфира, Ворошилов всегда доставлял кучу неудобств телевизионщикам, которым приходилось тянуть всю технику из «Останкино». Иначе игра не могла состояться.

  • Музыкальная пауза

    На протяжении нескольких лет игра «Что? Где? Когда?» была одной из немногих на советском телевидении программ, где можно было увидеть клипы популярных зарубежных исполнителей. Первые годы музыкальные паузы шли в записи, а с 1982 г. стали приглашать «живых» артистов. С 1986-го музыкальную паузу олицетворяли три статуэтки в виде скрипичных ключей. Капитан команды имел право до трех раз за игру использовать эти паузы по усмотрению команды. В 1990-м такое правило было упразднено, а в 1996-м музыкальную паузу назначал ведущий.

  • Артефакты

    Главный атрибут игры — волчок — появился только через год после ее создания, в 1976-м. А в 1977 зрителям представили живого символа интеллектуальной игры — филина Фомку. Телевизионщики нашли его на зообазе Госкино в Петушках. На съемках Фомка не позволял подойти к себе никому, кроме знакомого дрессировщика. Все время, пока шли съемки филин просидел не шелохнувшись. Операторы потом долго восхищались его «пониманием творческого процесса». После дебюта в передаче Фомка стал очень востребованным и снимался во многих фильмах, в том числе французской картине «Шаман».

  • Красный пиджак

    Красный пиджак является отличительным знаком «бессмертного члена клуба» — человека, который может остаться в игре даже если его команда проиграла. Обычно его получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии. Традиция продлилась больше 20-ти лет пока в одной из игр знатоки Алексей Блинов, Александр Друзь и Федор Двинятин не поставили на кон свои пиджаки и не проиграли их.

  • Деньги

    В 1989 году игра превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино». Девизом программы стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Но с 2001 года деньги в игре получают только телезрители Вначале сумма выигрыша определялась с помощью телефонного голосования (за каждый звонок к цене понравившегося вопроса прибавляли 1 рубль). С 2008-го авторы вопросов получают выигрыш в соответствии с тем, какое по счету очко они принесли своей команде телезрителей: за первое очко 10 тысяч рублей, за второе — 20 тысяч, а за шестое, победное, очко — 60 тысяч рублей.

  • Петербургский интеллектуальный десант

    Знатоки из Петербурга когда-то составляли основу легендарного клуба. Самый известный из них, пожалуй, Александр Друзь, магистр игры и обладатель шести «Хрустальных сов». Молчаливый, ироничный, он стал символом эпохи 90-хх. Капитан команды Алексей Блинов (знаменитая «шестерка Блинова»: Басс, Котляр, Двинятин, Ганделян и Друзь). Доцент кафедры русского языка СПБГУ Федор Двинятин, любивший на стандартный вопрос любопытных: «А откуда Вы все знаете?» с умешкой отвечать: «А я, вообще, очень мало знаю».

По материалам: wikipedia.org, www.abazur.lv, www.tvigra.ru


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также