Технологический процесс: барк «Седов»

В Санкт-Петербург на несколько дней приезжал самый крупный из ныне действующих парусников «Седов». Здесь экипаж завершил кругосветное плавание — первое за почти столетнюю историю судна. «Собака.ru» выяснил, что представляет из себя «Седов» и быт на барке.

Четырехмачтовый барк построили в 1921 году на немецких верфях. Тогда он принадлежал Германии и носил название «Магдалена Виннен II», затем был переименован в «Коммодор Йонсен». В 1945 году по итогам Потсдамской конференции перешёл во владение флота СССР и обрёл нынешнее имя — в честь русского исследователя Арктики Георгия Яковлевича Седова. После распада Советского союза парусник получил новый порт приписки в городе Мурманск, и нового владельца — им стал Мурманский государственный технический университет. Барк является учебным гражданским судном, поэтому за него отвечает Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

 

Водоизмещение судна составляет 6148 тонн, длина — 117,5 метров, ширина — 14,7 метров, высота мачт — 58 метров. Общая площадь парусов — 4192 метра. Под парусами барк «Седов» развивает скорость до 18 узлов, а под двигателем — до 10 узлов (Прим. — один узел равен 1,85 км/ч).

Свою первую кругосветку «Седов» начал 20 мая 2012 года в Санкт-Петербурге, сюда же вернулся 20 июля 2013 года. За 425 дней путешествия судно преодолело расстояние свыше 47 тысяч миль в трёх океанах, останавливалось в 32 портах по всему миру. Там парусник посетили около 200 тысяч человек. На каждой стоянке около трапа размещали фотовыставку, посвящённую путешествию.

Ремонт внутри барка делали ещё в 70-е годы. Но есть красиво оформленный актовый зал, где проходят собрания экипажа, концерты и кинопоказы, а иногда посреди зала расставляют стол для игры в пинг-понг. Здесь же проходят праздничные торжества — их немного, за всё время кругосветки отмечали только День рыбака (14 июля), Новый год и День победы. В актовом зале стоит фортепиано, настройку которого мы застали. Как рассказал заместитель капитана по связям с общественностью Валерий Василевский, раньше для перевозки музыкальных инструментов через океан использовали парусники без машинного хода, потому что от вибрации моторов они расстраивались. На «Седове» двигатель есть, но движется он в основном за счет парусов.

Камбуз на судне один, поэтому все, от капитана до курсанта, питаются из общего котла. Основной экипаж барка — 47 человек, включая обслуживающий персонал. Теоретически, обладая морскими документами, устроиться на «Седов» может любой желающий.

Морскую парусную практику за 14 месяцев прошли 330 курсантов российских училищ. Всего было три смены — начинавших экспедицию сменили в порту Касабланки, а последняя группа курсантов прибыла на борт во Владивостоке.

У молодых моряков на «Седове» очень плотный график. С 7 утра до 11 вечера юноши работают на корабле и проходят обучающие курсы. В свободное время они тренируются — палуба парусника даёт массу возможностей для физических упражнений. Курсант имеет право взять с собой ноутбук, но интернетом он может воспользоваться только в порту, на самом судне такая возможность не предусмотрена. Курение на борту не воспрещается — для этого есть два специальных места, на шкафуте возле полубака и на корме.

По прибытии в порт курсанты получают паспорта и отправляются на прогулку. К ним не приставляют никаких сопровождающих, но инструктируют на основании информации из посольства страны. Как правило, увольнение длится с 10 часов утра до 21 часа вечера. За это время моряки могут немного выпить пива (что категорически запрещено, но не наказывается, если молодой человек способен контролировать себя) и подраться с агрессивно настроенными местными. Хотя такие случаи редки.

Капитан «Седова» Николай Зорченко рассказал, что когда курсанты возвращаются домой, конкурс в профильные образовательные учреждения резко подскакивает — потому что полный подробностей рассказ о море и иностранных портах действует лучше любой рекламы.

Есть на корабле и 40 платных мест для практикантов — отрезок маршрута обойдётся в сумму от 350 до 3000 евро. Практикант может приехать, лечь на палубу задрав ноги и пролежать две недели без дела — ему ничего не скажут. Но таких людей мало, в основном, все хотят поработать с парусами и узнать что-то новое.

Стоянка барка на набережной лейтенанта Шмидта завершается 22 июля. После этого судно отправится на ремонт в Канонерские верфи, и домой — в Мурманск. А в конце апреля 2014 года примет участие в первой черноморской регате больших учебных парусных судов. Маршрут у международного соревнования следующий: Варна (Болгария) — Новороссийск (Россия) — Сочи (Россия) — Констанца (Румыния).

 

Текст: Дмитрий Ромахов
Фото: Игорь Симкин


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (2)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 6 авг., 2014
    Комментарий удален
  • Александр Иванопулончич 28 июля, 2013
    Вот, просто интересно: а каким образом барк "Седов" ездит? Он, что, на колёсном ходу или, может быть, вы к нему гусеницы пристроили?

Читайте также

По теме