5 советов от галериста Анны Новы, как стать успешным художником в России

Создатель и глава Anna Nova Gallery провела конкурс молодых художников и написала для нас практичную колонку о том, какими должны быть современные арт-деятели, чтобы стать успешными.

  • Анна Нова

Не так давно на арт-завтраке с бельгийским куратором Джоанной Де Вос в ЦВЗ «Манеж» мы объявили победителя VI конкурса молодых художников. Им стала выпускница Института проблем современного искусства Алиса Керн. Она представила проект «Опыты охлаждения голоса», в котором совместила идею создания собственной лаборатории по извлечению звука с эффектной инсталляций.

В этом году было прислано рекордное количество заявок на конкурс, который проводит частная галерея. Мне кажется, причина не только в том, что в жюри был важнейший куратор современного искусства Каролин Христов-Бакарджиев, но и в том, что с каждым годом возрастает количество молодых и амбициозных художников. Они не знают, что делать со своими работами и куда податься, чтобы заведующий Отделом современного искусства в Эрмитаже Дмитрий Озерков лично курировал их выставки.

На волне инстуциональной критики со стороны молодых художников, всколыхнувшей недавно Петербург, показалось важным ответить на наиболее часто возникающие вопросы, почему не я.

Voice Cooling in the Voice Space from Alice Kern on Vimeo.

1

Актуальность

Если ты хорошо умеешь рисовать цветы в вазе, не стоит ломиться с такими работами в галерею современного искусства. Первостепенная задача для молодого художника  – определиться, на какой ты стороне: просто хорошо рисуешь или все-таки творишь идеи и концепции. Место на арт-рынке может найтись и для тех, и для других, просто они никогда не пересекутся между собой. Типичная ошибка – стучаться не в ту дверь, а потом ходить обиженным на весь мир, что тебя никуда не берут. Возможно, проблема в том, что ваше искусство смотрели не те люди.

Хорошое, допустим, вы определились и больше всего на свете мечтаете о карьере Джеффа Кунса или на худой конец, Павла Пепперштейна (Павел, ничего личного!). Поскольку дальше мы говорим только о художниках, кто претендует на участие в Венецианской и прочих биеннале.

2

Где учиться и хватит ли Академии Штиглица?

Это опять же зависит от ваших амбиций и желания самообразовываться. Конечно, все обучение для художников у нас все еще строится по советским образцам, поэтому без самостоятельного усердия вас просто научат классно рисовать. Чтобы говорить на международном языке совриска, нужно все-таки этот язык хоть немного понимать, чему неплохо можно научиться в Институте проблем современного искусства или в Школе Родченко в Москве, а в Петербурге – в Институте "Про Арте", но я бы на вашем месте все-таки выбрала столицу. Любое учебное заведение оценивается по успехам своих выпускников, и тут Москва, разумеется, сильно впереди. Алиса Керн, кстати, как раз и закончила ИПСИ, но не остановилась на этом. После художница уехала по обмену в Coldsmiths University в Лондоне и в резиденцию Зальцбургской Академии Художеств. Там ее научили, в том числе, правильной подаче проектов, написанию внятной концепции и, что очень существенно, английскому языку. Иначе как жюри международных премий поймет ваш замысел?

3

Куда идти, если сделал хороший проект?

Тут важный момент – хороший проект. Искусства сейчас создается очень много и, в основном, оно плохое, поэтому чувствуется острый недостаток в качественно сделанном продукте. Если художник уверен, что сделал круто, прежде всего необходимо познакомиться с нужными кураторами и другими художниками, которые уже чего-то добились и с кем-то подружились. При этом не стоит ловить Олесю Владимировну Туркину за кулисами вручения премии Курехина, можно начать с молодых выпускниц Смольного, которые могут включить ваши работы в дипломную выставку, обычно, кстати, с внятной концепцией, на открытие которой уже приглашены нужные вам кураторы с именем.

Параллельно продолжайте мониторить все возможные премии, гранты и open calls для молодых художников и отправляйте проект повсюду. Помните: любая удача, как правило, результат настойчивого труда. Да, и чтобы оказаться в нужном месте в нужный час, туда надо сначала прийти. В раскрученную галерею совсем молодому художнику идти, как правило, не имеет смысла — туда берут уже тех, кто так или иначе заявил о себе и имеет рыночную стоимость.

4

Самопрезентация

Важный момент и, пожалуй, даже самый главный: как свой интересный проект подать. Художнику, который не может грамотно сверстать свое CV и представить проект в формате PDF, так, чтобы открылся на любом носителе, просто не веришь. Поскольку если вы не можете сверстать свой проект в один файл, либо попросить это сделать знакомого дизайнера, то почему я должна поверить, что у вас получится создать качественный продукт из своего искусства?

Как бы банально это ни звучало, но сейчас действительно очень много визуальной информации, поэтому все, кто так или иначе с ней работает, стремятся максимально упростить себе жизнь и вряд ли будут листать многочисленные ссылки на страницы в соцсетях или загружать файлы, которые способны убить компьютер даже профессионального дизайнера. Поэтому когда отправляете заявки на премии или портфолио для галериста, подумайте о том, что писем от художников до вас уже пришло штук 50 в этот же день. Какое письмо вам самим захочется открыть?

5

Репутация

И последнее напутствие молодому художнику: никогда не будьте чересчур навязчивым, это легко может испортить вашу репутацию. В Петербурге есть несколько таких персонажей. Про них ходят легенды, а их номера блокируются.

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты

Читайте также