18+
  • Светская хроника
  • Герои
Герои

Ростов — средоточие истории

Дарья Максимович — организатор фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» в Ростове-на-Дону — об истории семьи, любви к старине и волонтерстве.

 

Расскажите о проекте «Том Сойер Фест» и его появлении в Ростове-на- Дону.

«Том Сойер Фест» придумали в Самаре в 2015 году. Основатели этого проекта в какой-то момент устали просто смотреть на то, как разрушаются исторические здания в старом центре, и решили что-то с этим делать. Собрались и начали их потихоньку ремонтировать своими силами. К ним подключились другие горожане. А потом проект очень быстро стал распространяться по всей стране. Сейчас уже в 70 городах России есть свои «Том Сойер Фесты», восстановлено около двухсот исторических объектов — это и фасады домов, и исторические двери, ворота и даже белокаменная мостовая. В Ростов фестиваль пришел в 2019 году благодаря краеведам и архитекторам из общественного движения «Мой Фасад». Интересно, что ростовский «Том Сойер» дважды стал первопроходцем — мы первые отреставрировали кирпичный фасад (дом на ул. Обороны, 64 — 1870 года постройки, в котором родилась будущая первая леди Израиля Ребекка Хацман. — Прим. ред.), а в 2021 — мозаичную скульптуру «Рыбка и волна» на Пушкинской. До нас мозаикой в рамках фестиваля никто не занимался, так что теперь другие города берут с Ростова пример.

В чем заключается ваша работа в проекте?

В первом сезоне я отвечала за поиск партнеров и спонсоров, PR и всю движуху — у нас были и презентация, и торжественное открытие, мы устраивали просветительские мероприятия и лекции, даже всероссийский фестиваль короткометражного кино провели во дворе синагоги. Дом ведь связан с историей еврейской семьи, мы подружились, и они позволили нам использовать внутренний дворик для мероприятия. 2020 год мы с «Том Сойер Фестом» пропустили из-за пандемии. В 2021 году я взяла на себя уже всю работу по фестивалю, стала его организатором. Это и поиск партнеров, и работа со СМИ, все мероприятия вокруг фестиваля и работа с волонтерами, конечно.

Зачем вам все это нужно?

Это же мой город, мой дом. Моя семья живет в Ростове-на-Дону уже сто лет, и есть дом, который я шутя называю «родовым гнездом», — купеческий особняк на Чехова, 3. Старый, разваливающийся, но еще живой и невероятно колоритный. Сюда после революции приехал жить мой прадед с семьей, оттуда все началось. Мне тяжело смотреть на то, в каком состоянии находится наш исторический центр. Я подумала, что сама могу стать источником тех изменений, которые хочу видеть в городе. Тем более когда есть команда и столько единомышленников! К нам на открытие фестиваля пришло около ста человек. И не просто потусить с чашечкой кофе от спонсора, а реально работать! Люди приходили к нам на площадку и в свой единственный выходной, и во время отпуска, а потом благодарили за возможность стать частью истории города, приложить руку к сохранению его наследия. Это очень вдохновляет!

Вам как организатору проекта было сложно?

Одному такой проект потянуть невозможно. Это и не нужно. «Том Сойер Фест» — это прежде всего команда. У нас есть и архитекторы, и краеведы, а еще инженеры и журналисты. Сезон-2021 мы провели в сотрудничестве с «Донским волонтерским центром» — у ребят большой опыт в организации добровольческих инициатив, и мы надеемся продолжить совместную работу. Нас очень поддержали коллеги из «Моего Фасада». Нам помогал федеральный фонд сохранения исторического наследия «Внимание», который учредил Илья Варламов. Причем не только финансово, фонд помог и с экспертами. К нам в Ростов приезжал реставратор из Москвы, который работал с мозаичным фонтаном на ВДНХ, — он консультировал нашего мозаичиста на протяжении всего проекта. Благодаря такой поддержке у нас получилось именно отреставрировать «Рыбку и волну», а не просто провести ремонт скульптуры. Кроме того, нас очень поддержал ростовский бизнес, а также администрация Кировского района. К нам на «Рыбку» ведь даже губернатор приезжал! Только вместе можно получить вот такой крутой результат, которым теперь любуются ростовчане и туристы.

У вас дети, супруг, работа, еще и такой масштабный проект. Как совмещать все это?

Супруг меня очень поддержал, мы — команда. Когда на площадке нужна была мужская сила, он приезжал и помогал. В целом все упирается в расстановку приоритетов. Для меня этот проект очень важен.

Почему, на ваш взгляд, в волонтерстве больше женщин?

Я об этом много думала. Наверное, это связано с высоким уровнем эмпатии и умением сопереживать. С другой стороны, когда мы в инстаграме написали, что нам нужны два парня с болгарками, приехало сразу шестеро. Оказывается, надо было просто попросить. Вообще меня сначала очень напрягало обилие технических деталей, в которых приходилось разбираться: какие насадки на инструмент выбрать, какой клей, какая затирка, шпатели и так далее, и я как-то пожаловалась на это своему другу строителю. На что он ответил: «Даша, пойми, ты прораб на этой стройке и просто должна во все это вникать». Эти слова меня удивительным образом успокоили. Ну, окей, значит, я сейчас прораб.

Вы уже выбрали объект для восстановления на 2022 год?

Мы еще в поиске подходящего объекта, поэтому пока не могу сказать ничего конкретного. Главное, что после опыта прошлого года нам хочется продолжать. И волонтеры, и многочисленные друзья фестиваля спрашивают: ну когда же, когда? Значит, фестиваль нужен городу.

Где в Ростове, кроме сквера возле «Рыбки и волны», вам хорошо?

Мне очень нравится район Солдатской слободы, Нахичевань и базар, конечно. Со старым городом много детских воспоминаний связано, а теперь я уже с супругом регулярно хожу на свидания с городом. Дворы с железными лестницами, парадные с лепниной, кованые перила, старая кирпичная кладка, оригинальные двери в стиле модерн, метлахская плитка — мы всем этим бесконечно любуемся и каждый раз находим что-то новое.

Что бы вы пожелали Ростову?

Я бы хотела, чтобы ростовчане больше любили город, в котором мы живем, и гордились им. Мы наследники невероятного богатства — культурного, исторического, архитектурного. Ростов — это место пересечения цивилизаций, уникальных судеб, знаменитых имен. Мы сидим на сундуке с сокровищами и не понимаем этого. Ростов — не просто город для жизни, он средоточие истории. Я желаю нашему городу, чтобы людей, которые это понимают, становилось больше.
 

текст: Оксана Мирошниченко

Фото: Ильдар Камалетдинов, Роман Неведров

Материал из номера:
Апрель, 2022

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: