28 мая после трехлетней реставрации открылся главный регулярный парк города. «Собака.ru» выяснил, какие новые объекты появились на территории сада.
До
После
Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея"Во время реконструкции мы вынуждены были убрать 126 деревьев, но посадили взамен 13 тысяч шпалерных лип, а это почти восемь километров, 104 дерева ценных пород, из них 43 ели в «Крестовом гульбище», на момент реконструкции в саду не осталось ни одной ели. От плодовых деревьев, которых было много в XVIII веке, мы отказались, поскольку сегодня из-за крон старых деревьев им не хватит света. Но вот плодовых кустов — барбарис, бузина, бересклет, калина, смородина — высажено больше 4 тысяч. Лещина уже в этом году дала хороший урожай, было много орешков". |
Боскеты и Фонтаны
О реконструкции и новом облике Летнего сада рассказал его главный архитектор Николай Иванов. |
Чтобы понять, зачем мы восстановили фонтаны, надо оценить роль Летнего сада в истории Петербурга, да и всей страны. Ведь именно здесь начиналось профессиональное садовое искусство России. Летний сад сохранил историческую регулярную планировку и зеленый объем, и если рассматривать планировку как основу композиции, то воссозданные сегодня фонтаны, беседки, другое наполнение боскетов и аллей — это важные детали, поддерживающие основу сада XVIII века.
Из сотни фонтанов, существовавших в Летнем саду, восстановлены только восемь, так что никто не может сказать, что мы чрезмерно увлеклись именно этой деталью.
Еще перед войной специалисты поставили вопрос о плохом техническом и эстетическом состоянии сада. Было ясно, что надо лечить деревья, что они находятся в угнетенном состоянии, не имеют достаточно света, питания. Деревья входят в возраст, начинают падать. Что с ними делать? Вообще, это лес или сад? Если это произведение рук человеческих, то должно поддерживаться первоначальное художественное решение сада, его авторская основа, отражающая то, как люди понимали эстетику ландшафта в XVIII веке. Ведь Летний сад сохранил барочную основу, и мы не вправе ее игнорировать.
Принципиальное отличие пейзажного парка от регулярного — в его планировке, а не в деревьях. Если смотреть только на кроны, не глядя вниз, вы, конечно, увидите естественное дерево, но оценить его в контексте сможете, только когда поймете, какое место оно занимает в планировке. Мы видим, что в Летнем саду деревья стоят в строгом ритме, как и прежде. Возьмем липу, высота которой сегодня 30 метров, — нет проблем превратить ее в 10-метровую, стриженную кубом. Даже выросшее, потерявшее историческую форму дерево, возвращенное к своей естественной форме, может путем обратного действия стать регулярным.
Основной структурный элемент Летнего сада — боскеты, своеобразные залы под открытым небом, окруженные зелеными стрижеными стенами — шпалерами. Шпалеры здесь были всегда. Изначально они имели высоту 5 метров, но со временем стали ниже — многие помнят их лет десять назад совсем невысокими, где-то 1,2 метра. Теперь мы подняли их на минимально возможную высоту. Из чего исходили? Высота скульптуры с постаментом 3–3,2 метра, мы предположили, что она не должна быть обрезана, что фоном для скульптуры всегда остается зеленая стена.
Конечно, сегодня по этическим соображениям невозможно убрать сильно поредевшие, но не менее любимые старые липы и посадить на их место формованные кубами деревья, как это было в XVIII столетии. Пока принято другое решение. Сегодня в аллеях сохраняется примерно пятьдесят процентов деревьев. Когда утраты достигнут семидесяти-восьмидесяти процентов, тогда, скорее всего, будет решено заменить оставшиеся деревья и высадить новые.
Фото: Максим Седышев
По материалам журнала "Квартальный надзиратель".
Комментарии (1)