18+
  • Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

Олег Сухман и Манана Каладзе о том, как придумали бизнес для души в любимом городе

Владельцы кофейни переехали из Ростова в Тбилиси и сделали интерактивную экскурсию по городу Past Perfect Tbilisi.

Впервые мы приехали в Грузию в 2014 году. За две недели много где побывали: и на море, и в горах. Но главное впечатление – это, конечно, столица. Тбилиси покорил нас архитектурой, добрыми и отзывчивыми людьми, традициями гостеприимства и атмосферой радушия.

Через какое-то время мы начали задумываться о переезде в этот город. На тот момент у нас была своя кофейня в Ростове, а Олег с компаньоном параллельно занимались агентством диджитал-маркетинга. Когда точно решили, что жить хотим именно в Тбилиси, кофейню продали. Поскольку SMM можно заниматься в любом месте, эта часть работы переехала вместе с нами.

Проект Past Perfect Tbilisi – это способ поделиться любовью к городу со всеми вокруг, пригласить людей посмотреть на него нашими глазами. С 2014 года мы приезжали в Тбилиси каждый год, иногда по нескольку раз. В один из таких приездов, мы решили пройти примерный маршрут, по которому было бы интересно провести туристов. Мы сами не поверили, но идеальный путь нашли с первого раза, в него уместились и известные достопримечательности, и совсем нетуристические аутентичные улочки и дворы. После этого мы решили: проекту быть!

Мы хотели, чтобы люди испытывали такие же яркие эмоции от знакомства с городом, как и мы, поэтому выбрали формат интерактивной экскурсии. Все участники получают наушники, в которых звучит особенная история, создающая эффект дополненной реальности. В итоге нам удалось в двухчасовую прогулку вложить гораздо больше информации, чем если бы мы делали обычную пешеходную экскурсию, требующую пауз при переходе от одной локации к другой.

Работа над проектом заняла больше года. Сначала мы прошли по маршруту не один десяток раз, записали все на видео и просчитали хронометраж между контрольными точками. Нужно было добиться абсолютной синхронности того, что ты видишь и слышишь в наушниках. Затем начался поиск информации. Мы стремились найти такие факты из истории Тбилиси и Грузии, которые были бы интересны даже тем, кто приезжает в город не в первый раз и имеет о нем собственное представление.


Мы уверены, что у проекта есть коммерческий потенциал

После этого мы писали текст экскурсии, многократно шлифовали его и правили, репетировали и со слезами сокращали его объем, чтобы уместиться в тайминг. А когда он был окончательно утвержден, привлекли переводчиков. Они сделали версию на английском, адаптированную для людей, не являющихся носителями языка, поскольку туристы приезжают в Грузию со всех уголков мира.

Очень важным этапом, который занял не один месяц, был поиск профессиональных дикторов, чьими голосами заговорят персонажи нашей экскурсии. Нам повезло – мы нашли двух отличных ребят, которые работают на наших ростовских радиостанциях. Так что для ростовчан будет сюрприз во время посещения нашей экскурсии – они наверняка узнают голос, который услышат в наушниках! Далее была запись материала в студии, поиск и утверждение музыкального оформления, финальное сведение и прочие рабочие моменты. К январю 2018 года финальная версия экскурсии была готова.

Мы уже провели пять показов экскурсии, получили только положительные отзывы. Это придало нам уверенности, чувствуем, что все сделано не зря, и мы на правильном пути. На ближайшие пару недель у нас запланированы четыре дополнительных спецпоказа для представителей сферы туризма и местных блогеров: хотим, чтобы наш проект включили во все программы обзорных прогулок по Тбилиси и рекомендовали его друзьям и знакомым.

Мы уверены, что у проекта есть коммерческий потенциал. Изначально он был задуман как бизнес для души. Тбилиси – теплый город, здесь 265 солнечных дней в году. И нам очень хочется, чтобы и наш новый бизнес-проект получился ярким, необычным и приносил нам не только деньги, но и удовольствие. К счастью, пока только такие ощущения.

Продукт творческий, поэтому многие процессы его создания и реализации мы взяли на себя: сами выступили авторами, сами двигаем его сейчас с помощью инструментов интернет-рекламы. Планируем, что проект окупит первоначальные вложения уже к старту следующего весеннего сезона. Если все будет и дальше развиваться так, как мы задумали, возможно мы сделаем похожие экскурсии по другим городам Грузии, например Батуми и Кутаиси. Это тоже интересные, самобытные места и туда прилетают международные рейсы.

Фото: архив героев.

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: