18+
  • Мода
  • Вещи
Вещи

Эклектика и китч в истории моды Ростова

Архив редакции
Аутентичный и многоликий, со дня основания Ростов-на-Дону удивлял тем, что в любое дело или идею вносил он свои поправки.Модные тренды не стали исключением!

 

Многие журналисты, писатели, биографы, да и просто те, кому довелось побывать в Ростове, часто упоминали об особом свойстве ростовцев веселиться громко, красиво и от души. Во времена царствования Николая I, когда крепостная Россия переживала не самые светлые времена, в клубах Ростова собирались жители города всех сословий и должностей и проводили время в такой близости и единении с легкостью, достойной самых либеральных заведений Парижа.

ЮЖНАЯ СТОЛИЦА
Ростов тесно общался, в том числе благо- даря торговым связям, с европейскими городами, особенно французскими и итальянскими. Парижские тренды, общественные и модные, кулинарные и развлекательные, долетали до Ро- стова менее чем за месяц. На Большой Садовой имелся магазин парижского платья, принадлежавший французским подданным, а мастера «Домов готового платья» нередко имели дипломы портного из академий Парижа и Вены, которые считались центрами портняжного искусства. Француженка Адель Оммер де Гелль, писательница и член Французского географического общества, путешествовавшая с мужем, академиком и геологом Ксавье Оммер де Геллем, писала в своих заметках о Ростове: «В клубе большая танцевальная зала, бильярд, ресторан, хорошенький садик, вообще все, чего только можно было бы пожелать заведению такого рода. Хотя каждый входит туда без всякого поручительства, однако клуб от этого не менее посещается представителями высшего общества, которые столь же непринужденно и охотно танцуют там, как и в любом аристократическом салоне. Тут забывается различие положений: чиновники, купцы, жены офицеров, молодые ремесленники, иностранцы толкутся тут, и в результате получается пестрая и забавная толпа, напоминающая по своей веселой непринужденности бал в предместьях Парижа».

МОДА. КОНЕЦ XIX ВЕКА
Не только архитектуру и убранство местных заведений отмечали гости, но также красоту ростовских женщин и их потрясающие наряды. Роскошные балы, проводимые в известнейших особняках в самом центре города в конце XIX века, собирали модниц не только Ростова, но и дружеских городов Юга, таких как Киев, Одесса, Рига и другие. Пиком моды того времени были длинные подолы, турнюры и корсеты, которыми дамы неустанно злоупотребляли, доводя себя не только до смертной бледности, но порой и до обмороков. Наряды украшались вышивкой, бисером, цветами и прочим, так что впечатление производила не только эффектная форма типа «песочные часы», но и разнообразная, порой вычурная фактура. Особым объектом уникального декора и полета воображения были шляпки — ведь считалось, что в мире нигде не должно быть двух одинаковых женских шляпок!

МОДА. НАЧАЛО XX ВЕКА
Начало нового столетия ознаменовалось сперва появлением арт-нуво с его эклектичным изяществом, а затем ростом темпов индустриализации и расширением рабочего класса. Его представительницы вовсе отказались от еще недавно столь популярных шляпок и стали носить мужские шляпы-канотье, правда, украшенные длинными лентами. Мужская мода также имела свои обязательные элементы: подтяжки и стоячий воротничок — «удавка». Воротничок пристегивался к рубашке, менять его было положено каждый день, так что продавались они комплектами по 12 штук.
В остальном же мужчины (а порой и женщины) гордо подчеркивали национальный колорит в своих костюмах: улицы пестрели турецкими фесками и татарскими тюбетейками, еврейскими кипами, армянскими шапочками-поша, казачьими фуражками и хромовыми сапогами. Все это в сочетании с европейскими сюртуками и прочим платьем, представьте себе! Надо отметить, что в Ростове имелось приличное количество ювелирных салонов, предлагающих прекрасные поддельные бриллианты, о чем без всякого стеснения сообщали вывески.

ГОРОД ТЫСЯЧИ СТИЛЕЙ
Если Петербург, культурная столица России, вырос цельным ансамблем, в который стали стекаться разные народы, переплетаясь и сплавляясь в единое целое, то Ростов — столица культур — рожден в процессе соседского развития и взаимопроникновения множества народов и их традиций. Проживали ли они на этих территориях, протекали ли сквозь по шелковому пути — все они присутствовали здесь с самого начала, все внесли свой вклад в образ и характер города. Оригинальные модные платья создавались в Париже и Вене, в Петербурге и Москве, но лишь в Ростове можно заметить только ему свойственную смелость и свободу.
Сегодня в информационном и визуальном шуме мы теряем из виду эту черту, но она все еще здесь. Ростовские дизайнеры, стилисты и ювелиры так же, как два века назад, подхватывают тренд и приправляют его этническими изысками Донского края — и это прекрасно!

 

 

Текст: Валерия Чегге

Материал из номера:
Март-апрель

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: