18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Глеб Диденко: “Если ты видишь в себе какую-то предрасположенность, странно это не использовать”

 

Редактор службы новостей «Радио Ростова», создатель и главред некоммерческого проекта  «Ростов, смотри!» завоевал независимую литературную премию «Дебют» за сборник рассказов о поколении двадцатилетних.

 

Как к вам пришло понимание, что вы должны писать?
Лет до девятнадцати я сочинял стихи, вполне безуспешно, нигде не публикуясь. Пел в разных группах, играл на гитаре. Пока в какой-то момент просто не возникло внутреннее ощущение, что мне пора обратиться к прозе. Сформировавшееся мировоззрение пришло в противоречие с внешней средой, и, чтобы его разрешить, я написал сборник рассказов «Тополь дрожащий». В 2014 году попробовал отправить его на «Дебют», но не вошел и в лонг-лист. В 2015 отправил его второй раз, убрав то, что мне показалось неудачным. И получился такой «дебют дебютович».

Всегда интересно послушать самого автора: о чем ваша книга, что вы хотели донести до читателей?
У меня есть ощущение, что мое поколение еще не описано в литературе, прежде всего по причине возраста. Но это нужно делать. Общие поколенческие черты должны быть выражены, ведь именно так они и появляются, когда поколение начинает само на себя примерять предложенную маску. Проблема в том, что я не вижу, какую функцию мы можем выполнить. Мы сами на себя не возлагаем никаких надежд. Мы родились в девяностые, когда в стране было сложно, мы пришли к экономически активному возрасту, когда в стране опять стало сложно, и в этот промежуток особо не думали о том, чем будем заниматься. Через некоторое время мои ровесники будут определять судьбу страны, а выразить, как они это будут делать, они не могут. В сборнике есть, например, рассказ «Прислуга», связанный с моим опытом работы в колл-центре. Когда отвечаешь на бесконечные звонки абонентов, тебе начинает казаться, что ты становишься «автоматом», «винтиком». С одной стороны, это очень удобно, с другой, я все же надеюсь, что мы не из того теста, чтобы чувствовать себя «винтиками». Это пока такая робкая надежда. Распространено заблуждение, что когда ты что-то написал, выписался, то становится легче. Но с творчеством как с алкоголем – работает только как усилитель. То есть становится хуже, но понятней. Поэтому если ты находишь в себе что-то, что может быть развито, если ты видишь в себе какую-то предрасположенность, странно это не использовать. Даже в сиюминутной журналистике, которой я занимаюсь, можно выходить за рамки того, что делают другие люди вокруг тебя. Сообщество журналистов «Ростов, смотри!» как раз про это.

Как возникла идея этого проекта?
Летом я во второй раз съездил в школу «Русского репортера», а когда вернулся, понял, что в Ростове есть какое-то количество молодых журналистов, которые совсем не «винтики». Все они так или иначе уже работали на федеральные издания: Кирилл Кривошеев писал для «Сноба», Вика Сафронова, Олеся и Марина Меркуловы – для «Русской планеты». И тот ресурс, который у нас есть, никак не востребован местным работодателем. Но кто-то должен это делать. Писать большие тексты. Рассказывать человеческие истории. О ростовчанах, о нас с вами, об удивительных случайностях и культурных спектрах. Об астрономе-энтузиасте, который уже тридцать лет учит детей смотреть на звезды, о газомонтажнике, который создает натуралистичные диорамы с динозаврами, о быте современных коммунальных квартир, о жизни на полярной станции. Стоимость «Ростов, смотри!» – 0 руб. 00 копеек. Мы сделали его за четыре часа на бесплатной платформе wordpress. С иллюстрациями к репортажам помогает «Школа академической фотографии». Для нас сейчас пишут студенты журфака – всем нужна практика. С ними, правда, приходится много работать, каждый текст проходит по пять-шесть редакций. Мы предлагаем опыт, который ребята больше нигде не получат, проводим мастер-классы с журналистами «Кота Шредингера» и «Русского репортера».

Давайте поговорим о книгах. Что вы читаете?
По поводу книг мне как раз говорить сложно. Знаете, когда заполняешь анкету на «Дебют», там есть пункт об авторах, которые на тебя повлияли. Но я эту формальность не стал соблюдать, просто потому, что не могу выделить три-четыре фамилии. Много было прочитано. С другой стороны, именно сейчас я начал читать судорожно, потому что чувствую собственное несовершенство. Из последнего – книга Романа Сенчина «Зона затопления», от которой я был в восторге. Тема столкновения старого мира с новым мне очень интересна. Какие-то вещи перечитываю. «Записки юного врача» Булгакова, например. Эти рассказы мне намного симпатичней, чем «Мастер и Маргарита». С удовольст­вием слушаю и читаю Дмитрия Быкова: это, конечно, человек-энциклопедия, с системным взглядом на жизнь, который гораздо сложней, чем просто либеральный подход. Если говорить о литературе в целом, то из-за того, что мир вокруг нас становится все более виртуальным, человек все сильней ощущает нехватку вещественного, и именно писатели и, кстати, репортеры (в этом их точка соприкосновения) становятся мостиком из виртуальной реальности к миру реальному. В английской литературе, например, сегодня существует тренд на неовикторианство, со всеми этими «завитушками», готической архитектурой, подробным описанием тактильных ощущений. Это мне кажется одним из свидетельств того, что реализм возвращается из-за нехватки вещественности. ©

 

А еще важно знать
Премия «Дебют» — конкурс для молодых авторов (до 35 лет), учрежденный Международным фондом «Поколение». Присуждается авторам литературных произведений на русском языке вне зависимости от места их проживания. Выдвинуть произведения на премию могут как сами авторы, так и редакции СМИ или общественные организации. В шорт-лист премии в номинации «Крупная проза» в 2015 году вошел еще один ростовчанин — Вячеслав Ставецкий с повестью «Квартира».

 

Текст: Дарья Максимович
Фото: Федор Величко

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: