18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Александр Неделько

 

Кандидат медицинских наук и известный художник, практикующий хирург высшей категории и автор художественной автобиографии  «Куда ведет Ку’дамм» закончил новый цикл из шести живописных работ.

 

Вы делали этот цикл пять лет, всегда так долго работаете над картинами?
В большинстве случаев — да. Многие работы долго «дозревают», пока не находится то идеальное сочетание на холсте, которое меня устраивает. Хотя зрителям, наоборот, кажется, что картины написаны в едином эмоциональном порыве — за час. Меня очень радует такое мнение. 
Как все-таки понять, что холст закончен?
Он должен мне понравиться. 
Как в одном человеке уживается практикующий врач, художник и писатель? 
Это ведь не редкость — врачи, одаренные в других областях. 
Видимо, что-то есть в профессии и людях, которые в нее идут. 
К примеру, вы знаете, что такие личности, как Че Гевара или Галилео Галилей, были врачами? Или вот странное совпадение: трое из четырех моих любимых писателей — врачи, Чехов, Булгаков, Вересаев. Только Бунин нет. 
Большинство из названных вами известных людей, добившись признания в другой сфере, оставляли врачебную практику.
Я все-таки в первую очередь врач. От занятий медициной я получаю колоссальное 
удовольствие. Но лишь в том случае, когда пациенты понимают, что мне от них в первую очередь нужен результат. 
И когда он есть — это ни с чем нельзя сравнить. В живописи же я, что называется, отпускаю себя. В медицине все должно быть четко, максимально лишено рисков. А в творчестве — сплошное беззаконие. Мне, например, часто говорят, что я нарушаю законы перспективы, сочетания цветов, но я это делаю намеренно, никогда не останавливаю себя. И в итоге эти же люди признают, что так — выходит действительно хорошо. Меня этой смелости у холста научил мой учитель в живописи Александр Васильевич Завершинский.

Вы считаете себя профессиональным художником?
Сейчас — да. А когда вступил в Союз художников, поначалу было неловко — зачем мне, доктору, это. Но когда живопись стала приносить ощутимые деньги, признаться, порою большие, чем медицинская практика, я понял, почему нужно быть там, в собрании профессионалов, то есть людей, которые зарабатывают своим творчеством.
А откуда взялась еще и тяга к литературе? 
Писательство идет от чтения, наверное. Хотя мой отец был, можно сказать, представителем рабочего класса, он очень много читал, сразу несколько книг. Наш огромный, как комната, балкон был просто заставлен книгами. От отца интерес и любовь к литературе. В школе, когда стали задавать сочинения, почему-то я не удовлетворялся положенной страницей, а меня «несло» на три-четыре листа. И сочинение на тему « Как я провел лето» было действительно детально восстановленной эмоциональной хроникой событий. Учительница читала мои опусы перед всем классом. Потом уже в институте привычку к фиксированию своих мыслей во мне закрепил хирург Семен Гуревич, известный помимо тысяч сложнейших операций тем, что он написал в советское время жалобу в ООН на отсутствие квартиры, после которой ему ее дали. Так вот он говорил мне: «Будь методичен, записывай каждый случай во всех деталях, делай выводы и записывай их тоже. В итоге, за пять лет санитарст­ва и фельдшерства я проас­систировал и описал для себя чуть больше двух тысяч операций. 
Кто ваш идеальный зритель и читатель?
Картины я пишу для себя — мне надо, чтобы в первую очередь мне понравилось, а с текстами иначе — сначала сверяюсь с абст­рактным читателем — чтобы ему было интересно.
Вы заканчивали еще и музыкальную школу, те навыки как-то реализуете?
Во-первых, музыкальная школа мне очень помогла в медицин­ской практике: чуткость и ловкость пальцев в хирургии — один из простых практических навыков. Знаете, во время операций приходится вязать сотни, тысячи узлов, я когда-то мог сделать на скорость сто двадцать в минуту. А сейчас по субботам я устраи­ваю себе музыкальные дни — прослушиваю выборки лучших произ­ведений композиторов. Среди любимых — Доницетти, Гектор Берлиоз. Хотя люблю по настроению и The Beatles, и Led Zeppelin.
Как часто вам удается поработать с красками и холстом?
Я пишу картины каждый день, после работы, в мастерской у себя дома. Причем и новые работы, и те, которые начал год, два, пять лет назад. Я очень благодарен необычному свойству своей фото­графической памяти, которая позволяет мне делать это. Вот даже сейчас, когда я с вами разговариваю, я мысленно дорабатываю картину, которая стоит в мастерской на мольберте. Странно — 
а вот фамилии запоминаю с трудом. 
Ваша любимая цитата?
Пожалуй, это слова Бертольда Брехта, который, кстати сказать, был врачом:«Недостаточно быть врачом, нужно еще уметь помочь».

А еще важно знать, что

Александр Неделько родился в Грозном в 1957 году. В Туапсе окончил детскую художественную школу, параллельно занимался музыкой, спортом. Выпускник Ростовского медицинского института. В 1986 году защитил диссертацию по проблемам желудочной хирургии. Более 10 лет преподавал хирургию на факультете усовершенствования врачей. Автор множества живописных работ, хранящихся 
в частных и музейных коллекциях.

текст: Алексей Матвеенко. фото: Дмитрий Пеньков

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: