18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Ирина Ровер

Куратор художественной галереи «Ростов» рассказала редакции «Рнд.Собака.ru» о своей профессии, южном темпераменте, любви к ростовской арт-сцене и идее новой выставки «Эдем».

Впервые материал был опубликован в совместном с компанией "СБЕР" коллекционном арт-номере май-июнь 2021.

Полная версия доступна по ссылке.

Кто такой организатор выставок и как им становятся?

Организатор выставок — это очень объемное определение. Для организации процесса нужно несколько человек - это куратор, арт-менеджер, развесчик. Если мы говорим обо мне как о кураторе галереи, то моя задача состоит в том, что я подбираю работы, художников, создаю концепты. Я человек, который определяет общую концепцию выставок, направление.

У нас могут и художники быть кураторами своей выставки, если у них готова концепция, полностью идея сформирована. И тогда мы решаем, что вмешиваться не стоит, все и так хорошо продумано. Как, например, Нина Стадник — она сама себе и художник, и куратор.

Как стать вообще куратором выставки? Когда-то я поняла, что хочу заниматься проектами в области искусства. И в этот момент нужно было сделать выставку к чемпионату мира — так все началось. Есть книга Мураками «О чем я говорю, когда говорю о беге». В ней автор рассказывает, что в один прекрасный день вышел с основной работы и понял, что должен писать. Так он начал создавать книги. У меня было примерно так же.

Мое первое образование — инженер-технолог. Интересоваться искусством я начала, как и все, читая книги о нем, любуясь картинами. Но когда я стала куратором галереи, поняла, что моих знаний не хватает. Нужно восполнять пробелы в области изобразительного искусства, прокачивать скилы публичных выступлений, письма и так далее.

За три года я закончила галерейное дело в Институте бизнеса и антиквариата. Я обучалась с коучем по навыкам письма, боялась, что меня прочитают мои знакомые и будут смеяться. После этого я прошла школу театрального блогера и занималась в лаборатории новых медиа в культуре на «Винзаводе». Я до сих пор много учусь, постоянно слушаю лекции, мы привозим в галерею «Ростов» кураторов и спикеров в узких областях.

Поэтому могу сказать, что быть куратором галереи — это бесконечно учиться, учиться и учиться.

Думали ли вы когда-нибудь о переезде?

Нет. Это немодный ответ, но нет. Мне нравится Ростов-на-Дону и нравится стягивать все сюда. По работе я много ездила по стране, видела самые разные города и страны, и мне все равно хотелось быть в Ростове. Этот город — моя большая любовь.

Чем ростовская сцена отличается от остальных?

Мы очень темпераментные. Нам всегда всего мало. Сколько бы ни открывалось выставок по всему городу, все равно, послушать людей — так в Ростове сходить некуда, посмотреть нечего. Мы очень жадные до впечатлений. К сожалению, при этом все художники признают, что в Ростове нет арт-рынка. Я думаю, что у нас нет публичного коллекционирования. Частное есть, а публичного нет. Но это связано с арт-рынком. И у нас нет больших фестивалей, биеннале. Чтобы ради них к нам приезжали.

На что с большей охотой идут ростовчане?

Все выставки пользуются очень большой популярностью, но на каждую идет своя аудитория. Когда мы делаем классическую выставку (донских пейзажей, например), идут семьи, взрослые люди. Значительно меньше идут юные дарования. А когда ставим выставки, связанные с современным искусством, новыми медиа (например, с дополненной реальностью), идет более молодая аудитория.

Есть ли художник(-ца), которого вы очень хотели бы привести в Ростов?

Владимир Абик. Его очень ждут в Ростове.

В области уличного искусства я бы хотела привести Дмитрия Аске или Анатолия Акуе.

В области классического искусства мне очень нравится Антон Братыкин из Ярославля. Еще нравятся Денис Русаков, Антон Куприянов из города Тары и Алеша (Алексей Потупин — прим. ред.) — немецкий художник российского происхождения.

Как вообще отбираются работы?

Если мы берем выставку одного художника, то сначала обсуждаем, какова цель выставки и концепция. У художника может быть несколько целей: стать модным и знаменитым, богатым, выставка нужна для портфолио и т.д.

Как правило, мы не делаем выставки просто какого-то периода деятельности. Должен быть концепт. В июне у нас будет выставка под названием «Эдем», и в ней будет участвовать воронежский скульптор Иван Горшков и петербургская художница Лера Нибиру. Выставка вдохновлена романом Станислава Лема «Эдем» и посвящена контакту, взаимоотношению, пониманию и будет пронизана темой космоса. Эта выставка — чистейшее современное искусство, но она будет очень интересна детям.

Если это группа художников, то тоже должна быть тема, и мы подбираем под нее работы. Например, наш нынешний проект «Ничего страшного» посвящен граффити и текстам в городской среде. Важный бэкграунд выставки «Ничего страшного» — посыл, что текст на улице — это глубокие мысли, городские разговоры.

Организуя выставки, мы делаем в первую очередь то, что нам самим интересно. Играем с концептами, идеями. Иначе если нам самим неинтересно,то мы не вложим в нее столько сил и эмоций, сколько требует хорошая, качественная подготовка.

Ирина по образованию инженер-технолог. Является куратором художественной галереи «Ростов» с 2018 года. Автор проекта «Простые разговоры», в рамках которого берет интервью у художников, кураторов, коллекционеров.

Текст: Антон Скнарин, Александра Скнарина

Фото: архив героя

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: