18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Лейли Асланова

Куратор театрально-выставочного центра MAKARONKA рассказывает о начале своего кураторского пути, об отношении к регионам, об амплуа куратора-художника и новой летней выставке «Серпентария».

Впервые материал был опубликован в совместном с компанией "СБЕР" коллекционном арт-номере май-июнь 2021.

Полная версия доступна по ссылке.

С чего началась твоя кураторская карьера?

С предложения галеристки Татьяны Коловановой курировать выставку в рамках Первой (и, как оказалось, последней) южно-российской биеннале современного искусства в 2010 году. К тому моменту я уже два года работала администратором «М-галереи», владелицей которой она была. В период подготовки первого в своей жизни кураторского проекта я внезапно столкнулась с неприятием отдельных представителей ростовской арт-сцены, что сильно вымотало в тот момент, но выставка все же состоялась. Благодаря поддержке Татьяны Коловановой и Татьяны Казанцевой удалось сделать, на мой нескромный взгляд, крутую экспозицию, представляющую серию картин STRONG с бойцовскими псами краснодарского художника Игоря Михайленко. Название серии было тогда для меня символическим. Справедливости ради нужно отметить, что люди, которые не были приветливы, когда я делала первые шаги, в последующие годы стали идти навстречу и помогать.

Думала ли ты о том, чтобы покинуть Ростов-на-Дону? Художественный контекст каких городов тебе нравится?

Конечно, эти мысли время от времени возникают. Мне нравятся арт-сцены Екатеринбурга, Воронежа и Калининграда. Но все же я предпочитаю жить в Ростове-на-Дону. Я привязана к людям, которые здесь живут, и к тому настроению праздности, который мне дарит город. С другими городами я предпочитаю работать проектно, потому что это приключение, после которого всегда возвращаешься домой. Последним был международный фестиваль современного искусства RAUM SPACE. Он прошел в Калининграде в декабре 2020 года, где совместно с Александрой Голобородько мы курировали основную программу фестиваля, в котором принимали участие художники и художницы, проживающие в Калининграде и Берлине.

Чем ты занимаешься сейчас?

Сейчас я готовлю новую выставку совместно с художниками и художницами лаборатории современного искусства «Серпентарий». Это объединение молодых художников, созданное в 2019 году. Целью было знакомство художников друг с другом для создания арт-комьюнити. И вот уже 2 года «Серпентарий» активно участвует в выставочной жизни ТВЦ MAKARONKA.

Что сейчас происходит с MAKARONKA и как центр пережил локдаун?

Летом 2020 года ТВЦ MAKARONKA пережил структурные изменения. Изменилась форма управления проектом и финансирование, раньше проект финансировался учредителем, теперь мы самостоятельно занимаемся решением всех финансовых вопросов и ищем патронов для нашего центра. После закрытия Театра 18+, в котором работала большая часть нашей команды, было принято решение создать новый театр, который также называется MAKARONKA. В условиях пандемийных ограничений – это было смелым шагом. Если я смогла продолжить свой выставочный план и после локдауна, то Дмитрий Цупко и театральная команда создали за полгода абсолютно новый репертуар спектаклей.

Чем, на твой взгляд, художественная ситуация отличается от других регионов?

Другие регионы позволяют тебе понять самобытность собственного. Мне нравится та творческая автономия, которую дает Ростов. И очень странно, когда у тебя есть возможность решать все самостоятельно, добровольно соглашаться на подчиненную роль. Но мне бы хотелось, чтобы в Ростове появилась целая команда профессионалов. Она уже и так вызревает в городе. С творческим запалом у нас все хорошо, но не хватает опытных менеджеров и толковой медиации.

Есть ли художник или художница, которых ты бы хотела привезти в Ростов?

Мои мечты связаны с тем, чтобы знакомить мир с ростовской арт-сценой. Но все же я хотела бы поработать с Пашей Безор из Новороссийска, но сейчас он живет в Санкт-Петербурге. Его работы для меня — это просто изобразительный отлет и страстный эксперимент.

Ты не только куратор, но и художница. Каково это быть художницей-куратором? И какой из этих амплуа тебе нравится больше?

С ролью художницы я еще сживаюсь. После самоуверенного убеждения «я художница» в детстве я вдруг усомнилась, потому что в мировой истории в основном были представлены только фигуры мужчин-художников. К счастью, с расширением кругозора, все большим опытом работы с художницами и погружением в феминистический дискурс во мне росло необходимое для творчества чувство уверенности в себе и своих возможностях. Вероятно, это удивит, но в кураторской работе с другими творческими людьми мне больше помогает то, что я также занята персональной художественной практикой. Это дает возможность на личном опыте отследить, какого рода сотрудничество для всех комфортно.

 

 

 

Ее кураторская карьера началась еще раньше — в начале десятых годов. В то время она организовывала проекты в «М-галерее», а также в креативном кластере С-52. Часто Лейли использует в своих художественных работах элемент анимации, создавая небольшие сюжетные гифки. В 2020 году она выступила художником-аниматором для полноценного трехминутного музыкального клипа DenDerty — «Нелюбие», который от и до отрисовала сама.

 

Автор: Екатерина Ниле

Фото: Елизавета Чистова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: