18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Мой бизнес — это то, что у меня в голове. Мои знания и опыт

Бизнесмен Никита Бондаренко пришел в сферу здорового питания с полезным лакомством без сахара, масел и консервантов — арахисовой пастой Happy Monkey. Из интервью с успешным ростовчанином вы узнаете, как с предпринимательской пользой провести время в Америке, сколько можно есть арахисовой пасты в день, и получите ответы на три главных вопроса: какую нишу выбрать для своего бизнеса, где раздобыть стартовый капитал и что делать во время кризиса.

В бизнес нужно идти тем, кому действительно хочется что-то создать, а не просто заработать много денег.

С чего все началось? Почему ты решил стать предпринимателем?

В детстве я думал о том, что хочу зарабатывать много денег. Тогда я понял, что хочу стать предпринимателем. Потом, когда вырос, осознал, что хочу заниматься созиданием, создавать вещи, которые положительно влияют на мир.

Я понимал, что для этого нужен стартовый капитал, и начал думать, где его взять. Друзья рассказали о программе Work and Travel, по которой можно поехать работать в Америку. Я заинтересовался, выяснял, сколько можно заработать, и узнал, что есть ребята, которые привозили действительно хорошие суммы.

Я полетел в Америку, работал там на двух работах: утром я был bus boy (человек, который убирает тарелки — прим. ред.), а после обеда — официантом. У меня получалось откладывать деньги — за три с половиной месяца я набрал достаточную сумму. По приезде я задумался, какой именно бизнес хочу: мечта стать предпринимателем была, но без конкретной идеи.

Пока я находился в Америке, мне очень понравилась арахисовая паста — по-американски ел ее каждый день на завтрак. Изучив наш рынок, понял, что конкурентов немного, и решил заняться ее производством.

Разработал дизайн, фирменный стиль банок и начал работу. Сначала обзвонил магазины в Ростове, и им понравилось. Потихоньку развивалась клиентская база.

От «я хочу делать пасту» до начала работы был долгий процесс: закупка оборудования, подготовка документации, бухгалтерское и юридическое сопровождение. Как ты с этим справился?

В юридических вопросах мне помог товарищ с бизнес-курсов — подсказал воспользоваться трехлетними налоговыми каникулами. Безусловно, много информации я взял из интернета.

Когда уже было готово производство, я нашел сырье — аргентинский арахис — и сделал пробную партию. Изначально я все посчитал в блокноте, даже не в Excel. Понял, сколько нужно продать, чтобы выйти в ноль.

В итоге если, несмотря на весь стресс, с которым периодически сталкивается каждый предприниматель (нарушение графика поставок, неожиданный выход из строя оборудования, сорванные сроки), ты все равно счастлив и тебе нравится то, что ты делаешь, — ты на своем месте. А если тебя это сильно выбивает из колеи, то, увы, наверное, нет.

Сколько времени прошло до достижения точки безубыточности?

Примерно полгода: весной мы открылись, через три месяца вышли в ноль и стали расширяться. Из-за расширения еще долгое время работали в ноль, так как все инвестировали в производство. Огромное спасибо магазинам, которые нас поддержали!

Моя ошибка была в том, что я думал: сейчас меня узнают по небольшим магазинам здорового питания, а уж потом мы выйдем в федеральные сети. На самом деле, в сети нужно было выходить сразу: тогда я боялся, что мы не сможем произвести необходимые объемы продукции. Сейчас понимаю, что могли бы, ведь производство должно работать круглосуточно, а не по офисному графику. Постепенно я начал договариваться о поставках по всей России, подключил Ozon и Wildberries. Теперь наш продукт есть и за границей — в Белоруссии и Казахстане.

Привлекал ли ты какие-то инвестиции? Как это происходило?

Изначально я все делал один, потом расширил команду. Позвал друзей — под брендом Happy Monkey они стали производить кокосовые чипсы и гранолу. Потом решил запустить производство батончиков, а для этого мне нужны были инвестиции. Полтора года назад я пришел в агентство поддержки предпринимателей (РРАПП), рассказал о своей идее для расширения производства, предоставил все документы и отчетность компании. Услышав заветное «да», я взял льготный микрозаем на два года — полтора миллиона рублей. В тот момент предложенный банками кредит был выше примерно в два раза. Более того, микрозаем от РРАПП можно было закрыть досрочно, уменьшив процентную ставку. На полученные деньги мы заказали оборудование из Китая.

Например, нужно тебе оформить контракт, соблюсти все тонкости — как предприниматель ты можешь позвонить в центр «Мой бизнес», и тебе все объяснят, причем бесплатно. Плюс тебя бесплатно могут вывести на Ozon и Wildberries.

Одна из основных мыслей твоей компании — приносить полезность обществу и добро. Получается?

С пастой все совпало — это и тренд на здоровое питание, польза для общества, и именно то, чем я хотел заниматься. Нам приходит много отзывов: клиенты пишут, что очень любят сладкое, буквально не могут без него. В данном случае наша паста для них — настоящее спасение. Конечно же, мы всегда указываем, что рекомендованная порция — две ложки в день, чтобы ни у кого и не возникло аллергии, да и орехи — достаточно жирный продукт.

По твоему мнению, что полезнее — батончики или паста?

Зависит от человека. Однако меру нужно знать всегда: все есть яд и все есть лекарство. С батончиками нужно быть аккуратными — советую их есть как десерт после еды. От финиковой пасты подскакивает уровень сахара. Конечно, в основном это касается тех, у кого действительно есть проблемы со здоровьем. Если у человека постоянно высокий уровень сахара, то перекусы вообще лучше не делать: нужно позавтракать так, чтобы до обеда есть не хотелось. 

Помогло ли тебе как предпринимателю сотрудничество с центром «Мой бизнес»?

Однозначно. В центре меня консультировали и по бухгалтерским, и по юридическим вопросам. Например, нужно тебе оформить контракт, соблюсти все тонкости — как предприниматель ты можешь позвонить в центр «Мой бизнес», и тебе все объяснят, причем бесплатно. Плюс тебя бесплатно могут вывести на Ozon и Wildberries.

Также «Мой бизнес» регулярно проводит семинары для всех желающих: знаю, что их обучающие программы полезны как для начинающих, так и для бывалых предпринимателей. Всегда нужно обучаться и делиться опытом.

Если бы у меня не было стартового капитала, заработанного самостоятельно, я бы, конечно, пришел в «Мой бизнес» хотя бы за советом. Рекомендую всем молодым предпринимателям обращаться туда: даже если родилась идея, но ты еще не знаешь, как ее воплотить и где получить первичные инвестиции.

Есть книги, в которых описано много историй успеха, но истории поражений также важны.

Как ты ответишь на один из вечных вопросов: предпринимателем рождаются или становятся?

Я думаю, что учиться должен каждый, но особенно важно, чтобы было искреннее желание. В бизнес нужно идти тем, кому действительно хочется что-то создать, а не просто заработать много денег. С такой установкой, как правило, ничего толкового не получается.

Если ты являешься студентом, то у тебя есть отличная возможность поехать по программе Work and Travel. Заработать, начать свой бизнес методом проб и ошибок, понять более отчетливо, чего ты хочешь и что именно нужно делать. А уже потом прийти в центр «Мой бизнес» с выстроенным планом и полученным опытом, чтобы четко изложить идею, презентовать компанию и потом правильно использовать деньги.

В итоге если, несмотря на весь стресс, с которым периодически сталкивается каждый предприниматель (нарушение графика поставок, неожиданный выход из строя оборудования, сорванные сроки), ты все равно счастлив и тебе нравится то, что ты делаешь, — ты на своем месте. А если тебя это сильно выбивает из колеи, то, увы, наверное, нет.

Что ты можешь посоветовать предпринимателям, которые столкнулись с пандемией?

Учиться. Это далеко не первый кризис. Можно почерпнуть много знаний, читая о тех, которые уже прошли. Нужно больше читать, особенно бизнес-литературы. Например, есть очень полезная книга лучшего менеджера Audi в Европе Владимира Моженкова «Эффективный или мертвый. 48 правил антикризисного менеджмента». Там выведено правило бизнеса: в кризис все падает в два раза, поэтому нужно сокращать издержки. Да, коронакризис отличается продолжительностью, но и у моих партнеров-магазинов, и у меня оборот действительно упал ровно в два раза. А все было в книге: нужно всегда быть готовым и иметь четкий план, какие именно издержки следует сократить первым делом, чтобы работать в новых условиях рынка. Есть книги, в которых описано много историй успеха, но истории поражений также важны. Например, есть одно быстрое и полезное упражнение — допустим, в декабре у вас резко упали продажи в два раза. Нужно сразу посчитать EBITDA и посмотреть, сможете ли вы выжить. Если нет, то нужно продумать, какие делать шаги, чтобы адаптироваться. Если таких нет шагов — у тебя проблемы. У предпринимателя должно быть понимание ситуации, когда можно немного сократить штат, когда следует уменьшить расходы на рекламу.

Раньше кризис длился три-четыре месяца, а сейчас мы видим, что он может затянуться. Поэтому нужно внимательно относиться к расходам и понимать, когда компания выходит в ноль и когда есть прибыль, чтобы существовать.

Начинающим предпринимателям я бы рекомендовал проходить бизнес-курсы. Обучение очень важно, и во время него происходят знакомства, тот самый нетворкинг, а также обмен опытом.

Раньше кризис длился три-четыре месяца, а сейчас мы видим, что он может затянуться. Поэтому нужно внимательно относиться к расходам и понимать, когда компания выходит в ноль и когда есть прибыль, чтобы существовать.

Повысить навыки и компетенции в различных направлениях предпринимательской деятельности — и в бизнес-планировании, и в маркетинге, и в менеджменте — опытные бизнесмены и те, кто делает только первые шаги на пути к созданию собственного предприятия, могут на семинарах, мастер-классах, тренингах, которые бесплатно проводятся Ростовским региональным агентством предпринимательства при содействии министерства экономического развития области. Для этого агентством привлекаются региональные и федеральные эксперты, бизнес-тренеры, успешные предприниматели, представители государственных органов и различных бизнес-объединений.

В данный момент основная часть мероприятий проходит в дистанционном формате вебинаров и онлайн-конференций. С насыщенной образовательной программой можно познакомиться на официальном сайте поддержки предпринимательства Ростовской области www.mbrostov.ru в разделе «Мероприятия» или на сайта РРАПП www.rrapp.ru в разделе «Календарь». Участие бесплатное благодаря нацпроекту по поддержке бизнеса. Но необходима регистрация. Ссылки на вебинарную комнату будут заранее направлены зарегистрированным участникам на указанную ими электронную почту.

Текст: Станислав Затонский, Александра Скнарина

Фотограф: Татьяна Шаповалова

Материал подготовлен в рамках реализации регионального проекта "Популяризация предпринимательства", утвержденного Губернатором Ростовской области Василием Голубевым. Официальный сайт поддержки донского бизнеса: www.mbrostov.ru Телефон горячей линии: 8 (804) 333-32-31. Аккаунт в Instagram: @mb_rostov

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: