Взамен «Евгения Онегина» с бутафорскими березками в Михайловском театре появится современная версия этой оперы. Костюмы для спектакля сочиняют дизайнеры из Риги, известные как Mareunrol’s.
Как вышло, что вы начали работать художниками по костюмам для театра?
Еще во время обучения в Латвийской художественной академии на нас обратил внимание режиссер Регнарс Вайварс и позвал в Национальный театр — делать костюмы для спектакля «Заводной апельсин» по мотивам книги Берджесса. И нам неожиданно вручили за эту работу Национальную театральную премию. Это было здорово, привлекло к нам большое внимание. Но мы сами себя театральными художниками не считаем: наше главное дело — все же фэшн. Мы безумно увлечены всем, что связано с современной модой, и именно в этой сфере стараемся находить новые и новые пути для самовыражения. Кино, видеоинсталляции, фотография, театральные проекты — они лишь частично открывают двери в то удивительное новое измерение, в котором давно существует современный фэшн. И мы соглашаемся работать исключительно в тех драматических спектаклях и операх, которые кажутся нам устремленными в это новое пространство. Только подобные проекты нам интересны. Для нас вдохновляющим и необходимым является сотрудничество лишь с теми режиссерами и сценографами, которые не просто ставят цель перенести на сцену какую-нибудь оперу, а стремятся освоить нечто непознанное, выйти на новый уровень.
Костюмы в «Евгении Онегине» будут реалистические или какие-то фантастические?
Когда мы начали трудиться над «Онегиным», перед нами стояла задача создать нечто вроде исторических костюмов той поры, когда Чайковский писал свою оперу. Мы провели большое исследование русской одежды второй половины XIX века, изучали тогдашние ткани и аксессуары. Но вскоре цель изменилась: режиссер Андрей Жолдак и другие участники постановки отказались от мысли приурочить действие к какому-то конкретному историческому периоду. В итоге наши архивные изыскания стали не руководством к действию, а неким вдохновляющим фоном, бэкграундом для свободного творчества.
Есть какая-то четкая концепция вашей работы в «Онегине» или вы действуете интуитивно?
Что до концепта, то Андрей сформулировал его предельно четко. Мы ставим спектакль о Судьбе (только напишите с большой буквы). И тема Судьбы, какие-то символические вещи, связанные с Судьбой, — то, что нас сейчас волнует в первую очередь. Разумеется, работа в театре — вещь особенная, тут нельзя давать своему личному видению беспредельную свободу, оно обязательно должно корреспондироваться с видением режиссера и сценографа. Но пока что проблем у нас с Жолдаком не возникает.
СПРАВКА
Mareunrol’s — творческий дуэт молодых художников Мариты Мастини и Роландса Петеркопса. Все коллекции Mareunrol’s отличаются концептуальной заостренностью: свои вещи бренд фотографирует и представляет на дефиле в неожиданных композициях и ракурсах. Тут есть маленький коммерческий секрет: изъятые из авангардного контекста джинсы, тренчи или кофты Mareunrol’s могут в дальнейшем оказаться уютнейшим прет-а-порте, которое, блеснув в перформансе, отправляется на полки универмагов и в гардеробы обывателей. «Маренролы» любят иметь дело с шерстяными тканями, большими воздушными объемами и крупными складками. |
КОЛЛЕКЦИИ
2005. Only for Adults & Napoleon Jeans
Две разнотипные серии в одной. Про деревню: платья хенд-мейд и балахоны нежных оттенков. Про город: смешные пиджаки, джинсы кислотных расцветок и с порнографическими рисунками.
2006. Nightmares
Флюоресцирующие платья и огромные черные жакеты с полами, напоминающими птичьи крылья.
2007. By Mareunrol’s
Подчеркнуто обыденная, функциональная одежда, остраненная неожиданными деталями кроя. Была представлена вместе с огромными головными уборами, которые закрывали лица моделей, зато на полях каждой из шляп гордо высились макеты архитектурных композиций: город, сад, гараж.
2008. Private Detective
Иронический винтаж, стилизованный под эстетику фильмов нуар. Доведенное до кича преобладание гофрированных тканей. Коллекцию представляли модели в гигантских париках.
2010. Epizode 1
Серия была посвящена людям, стремящимся к неведомому и меняющим жизнь к лучшему. В основе — неожиданное сочетание предметов, нарочитая небрежность и полетная воздушность.
2011. Tenants Untitled Movement
Самая безумная коллекция «Маренролов». Сюрреалистические ночные образы, модели в пугающих белых масках. Одно из платьев превращало надевшую его женщину в подобие гусеницы.
2012. Epizode 2
Серию посвятили Латвии эпохи перестройки, постепенной десоветизации и торжеству индивидуалистических ценностей. Рубашки, жакеты, платья — много кожаных вещей. Как и в Epizode 1, настроение романтическое.
ДРУГИЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
Моника Пормале
Всемирно известный латвийский сценограф. Постоянный соавтор знаменитого режиссера Алвиса Херманиса. Известна стремлением к тщательной документальности. Способна выстроить на сцене точное подобие дворянского интерьера XIX века или советской коммунальной квартиры.
Михаил Татарников
Одаренный молодой дирижер. С успехом работал в Мариинке, заменяя Валерия Гергиева на ответственных оперных постановках. В нынешнем году заявил о начале сотрудничества с Михайловским театром и стал его главным дирижером.
Эй Джей Вайссбард
Американский художник по свету, один из лучших мастеров. Работал сплошь с великими: в театре с Лукой Ронкони и Робертом Уилсоном, в кино с Питером Гринуэем и Дэвидом Кроненбергом.
Дмитрий Ренанский
Театральный и музыкальный критик. Идея позвать режиссера Жолдака в оперу принадлежит именно ему. Сначала речь шла о «Жизни с идиотом» Шнитке, но остановились на более нейтральном названии. В проекте «Онегин» Ренанский выступает в качестве шеф-драматурга.
Михайловский театр, с 26 по 28 октября
Текст: Андрей Пронин
Комментарии (3)