18+
  • Город
  • Общество
Общество

В надежных руках

Высокая культура в Новороссийске держит курс на ренессанс: главным дирижером симфонического оркестра «Черноморская симфония» стал маэстро с мировым признанием и музыкант-мультиинструменталист Юрий Медяник — и у него есть план, как научить нас понимать и любить классику.

Сезон с «Черноморской симфонией» вы открыли сразу тремя концертами: в новороссийском Гортеатре, культурном центре «Старый парк» и отеле «Метрополь». Почему решили начать с тройной премьеры?

Это беспрецедентный случай для первой концертной программы в этом году: мы воспользовались возможностью заявить об открытии сезона максимально громко. Новороссийск — родной для «Черноморской симфонии» город, «Старый Парк» очень хотел видеть нас снова после нашего концерта в мае, а в Геленджике, полагаю, лет 10 не звучала классическая музыка — поэтому мы дали премьеру сразу на трех концертных площадках. Это, на самом деле, очень серьезная заявка даже для коллективов с обширными гастрольными картами, а у нас еще совсем молодой симфонический оркестр.

Когда и при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с «Черноморской симфонией»?

Сейчас XXI век, все удивительное реально, и наше знакомство с основателем оркестра, Юлией Борисовной Косяковой, произошло через интернет. Я внимательно слежу за культурными событиями и процессами в нашей стране, и однажды мне на глаза попалась петиция, собирающая подписи за образование в Новороссийске симфонического оркестра. Естественно, я подписал ее, хотя на тот момент был совершенно уверен, что в городе уже есть симфонический коллектив. А оказывается, ошибся: не было оркестра — и не было его целых 100 лет! Я был абсолютно поражен и стал следить за рождением «Черноморской симфонии», ее становлением. Меня увлекла энергетика людей, которые занимались этим проектом, я пригласил Юлию Борисовну в прямой эфир на своем YouTube-канале — и понял, что это потрясающе убежденная в своей цели женщина, а в Новороссийске сложился такой культурный фон, что невозможно было оставить его без внимания и конкретных решительных действий. В конце мая этого года я решил пойти на достаточно серьезный риск — сыграть с коллективом, которого не знал. Причем не мог даже навести справки о нем у коллег (а обычно так и делают исполнители перед началом сотрудничества с новыми для них оркестрами — собирают мнения!), но был настолько впечатлен мотивированностью музыкантов и их стремлением к лучшему результату, что решил поддержать молодой симфонический оркестр.

Это поразительно, учитывая то, что «Черноморская симфония» — это частный проект.

Действительно, это личная инициатива Юлии Борисовны. Благодаря ей произошло нечто экстраординарное: меньше, чем за год, в городе из ничего, из ниоткуда, при отсутствии концертного зала для академической музыки и профессиональных сообществ вдруг возникает симфонический коллектив. Вот что меня завлекло и очень заинтересовало! Очень многие задают «Черноморской симфонии» вопрос: «Как вам удалось заполучить Медяника?». Говорю как есть: я играл перед президентами 15 стран, на сцене провел 35 лет из прожитых мной 38-ми, у меня 4 высших музыкальных образования и достаточно возможностей, концертов и гастролей, чтобы все мое участие закончилось еще на стадии подписания той петиции. И только вера в проект и в то, что мы можем осуществить культурное преобразование на самом высоком уровне, привела меня сюда.

В конце мая мы подписали трехстороннее соглашение с главой города Игорем Дяченко и оркестром «Черноморская симфония» о сотрудничестве в деле формирования культурной карты города и развития классической академической музыки. Решили, что я буду привлекать в Новороссийск интересные проекты из России, Европы и Америки, чтобы дать возможность горожанам быть сопричастными событиям высочайшего культурного уровня. А в основе, фундаменте этого плана — симфонический оркестр «Черноморская симфония». Первые результаты вы увидите уже в ближайшее время: в ноябре в Новороссийск приезжает оперная дива Мария Йелич, которая за последние два года не только привлекла к себе внимание ведущих оперных театров, музыкальное руководство легендарного Карнеги-холла в Нью-Йорке, но и была приглашена лично маэстро Пласидо Доминго для совместного выступления в Белграде. В декабре у нас будет коллаборация с НМДТ — совместный спектакль, в котором будут участвовать в равных по важности пропорциях актеры театра и оркестр.

Есть и второе направление нашей совместной деятельности: будем прививать новороссийцам грамотный музыкальный вкус, привозя солистов мирового уровня. Во второй половине сезона с оркестром будет выступать дважды лауреат Международного конкурса имени Петра Ильича Чайковского и победитель почти всех значимых международных конкурсов мира Гайк Казазян. Лучшие оркестры, знаменитые дирижеры, включая Валерия Абисаловича Гергиева, приглашают этого скрипача в свои концерты, а теперь и жители Новороссийска смогут его услышать. Это событие для города? Да, безусловно! Также во второй половине сезона у нас будет концерт Андрея Григорьева, баритона, признанного по обе стороны Атлантики. У него обширная дискография, он выпускался на многих лейблах, более 25 лет является солистом Большого театра. Приходите, слушайте, наслаждайтесь, воспитывайтесь! Мы даем красивые примеры, которые могут сформировать общественный музыкальный вкус, и мы осознаем большую за это ответственность.

Юлия Борисовна Косякова Сооснователь «Первой семейной клиники», музыкант и продюсер в авангарде высокой культуры Новороссийска, художественный

Юлия Борисовна Косякова

Сооснователь «Первой семейной клиники», музыкант и продюсер в авангарде высокой культуры Новороссийска, художественный руководитель новороссийского симфонического оркестра «Черноморская симфония», основатель школы классического искусства и балета № 1

Дирижер и исполнитель — два разных способа смотреть на музыку или эти взгляды не так сильно различаются? Каждый ли исполнитель способен стать дирижером?

Дирижер — это вершина Эвереста, а исполнитель на подступах к ней: не все достигают пика, многие срываются. Нужно обладать обширным набором качеств, чтобы состояться как дирижер. Помимо музыкальной грамотности, большую роль играет органичность физиологии — ведь мы делаем все через движения — и психосоматика, то есть преломление физического, визуального опыта в голове оркестранта в звук, а затем воплощение его через инструмент. Немаловажный фактор: дирижер, отдает он себе в этом отчет или нет, еще и тонкий психолог. Потому что найти подход к большому количеству людей за короткое время — это искусство. Дирижеры находят способы мотивировать музыкантов на то, чтобы в назначенное время продемонстрировать свое лучшее исполнение, — и для этого необходимо правильно организовать репетиционный процесс. Дирижер должен стать для оркестранта другом, а не врагом — тогда и музыка будет проводником прекрасного, а не рутинным отрабатыванием ремесла за зарплату.

Вы активный пользователь YouTube: беседуете с ведущими отечественными музыкантами, даете профессиональные советы, раскрываете «Секретные музыкальные материалы». Классику можно популяризовать через интернет? И почему лично для вас это важно?

Начну издалека: мне очень жаль смотрительниц музеев — они не воспринимают картины, к которым люди съезжаются со всего мира, как шедевры, потому что видят их каждый день. Я тоже ежедневно работаю с музыкальным материалом, но ощущаю его ценность, вижу, что есть выдающиеся произведения, — и хочу поделиться ими с окружающими. Когда нас агрессивно окружает чрезмерный информационный фон, а точнее, информационный флуд, должен быть какой-то стержень, за который мы могли бы ухватиться, как за тростиночку, и выжить как поколение, как народ, как общество. Этой спасительной соломинкой может быть классическое искусство.

Моя цель — показать, что классика — это прежде всего не страшно, потому что обычно знакомство с ней происходит хаотично и заканчивается не лучшим образом. Человек приходит в оперу и ему непонятно, о чем поют вокалисты — слова иностранные и плохо различимы. Он думает: «И что мне теперь, 3 часа сидеть и слушать, как они завывают на сцене, да еще и в буфет не выйти?». (Смеется.) Или, скажем, партию Джульетты исполняет объемная тетенька за 60, потому что больше эту партию в театре петь некому. Зритель, естественно, не впечатлен: «Боже мой, это что, вот это классика? Нет, спасибо, такого мне больше не надо». А когда ты объясняешь, что Чайковский написал это произведение после расставания с женой, с которой был в браке недолгие 2 недели, и для композитора это была трагедия, которую он выплеснул в музыку, в эту самую тему, исполненную этим инструментом, человек начинает видеть произведение по-иному. В симфонии, в опере все те же переживания, что и в поп-песнях, балладах и саундтреках к фильмам, только рассказанные другим музыкальным языком. Там такая же любовь, страсть, дружба и предательство, все, что актуально для нас с вами и останется таковым спустя сотни лет, — но страх перед классической музыкой мешает это увидеть. Поэтому через YouTube я пытаюсь говорить о сложных вещах простыми словами, чтобы убрать этот барьер и сделать классику ближе и понятнее.

8 сентября 2021 года «Черноморской симфонии» официально присвоен статус муниципального симфонического оркестра Новороссийска.
17 ноября, в 19.00, в новороссийском Гортеатре состоится гала-концерт симфонического оркестра «Черноморская симфония» с участием звезд мировой оперы Марии Йелич (сопрано, Сербия) и Микаэла Бабаджаняна (баритон, Германия) — под руководством главного дирижера оркестра Юрия Медяника.

Текст: Ольга Кондратьева, Катерина Колесникова

Фото: архивы пресс-служб

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: