18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

НИКИТА БОЛГОВ


Команда «Адмиралы» основана 4 сентября 2015 года.

Никита Болгов— один из самых молодых главных тренеров по американскому футболу в России. Своим ориентиром называет наставника «Нью-Ингленд Пэтриотс» Билла Беличика, а глобально — легенду «Манчестера Юнайтед» сэра Алекса Фергюсона.

Главное увлечение Никиты после футбола — мотоциклы.

Новороссийская команда по американскому футболу «Факел» стала первой юниорской на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

В 2019-м 8 воспитанников «Факела» сыграли на чемпионате Европы в Финляндии в составе сборной России. Матфей Гуменюк — с капитанской повязкой.

Главный тренер по американскому футболу в Новороссийске за 6 лет открыл для города новый вид спорта и сам же вывел его на высокий уровень: в этом сезоне «Адмиралы» в составе Сборной Юга впервые в истории вышли в финал Первой лиги чемпионата России.

В этом сезоне для участия в Первой лиге вы объединились в Сборную Юга с командой Ставрополя «Камни». Почему пришли к такому решению?

Испытывали некоторые кадровые проблемы: американский футбол ­— такой вид спорта, где в заявке на турнир требуется 40–50 человек, потому что на дистанции случаются и травмы, и дисквалификации. Две наши команды очень схожи по концепции развития, взглядам на футбол и игровому стилю. И у них, и у нас есть ряд игроков высокого уровня, но по отдельности мы не смогли бы достичь такого успеха. Поэтому решили объединиться в сборную, чтобы претендовать на участие во всероссийских соревнованиях.

Американский футбол — не самый массовый вид спорта в нашей стране. Но в Новороссийске, благодаря «Адмиралам», о нем говорят. Насколько он популярен среди горожан — или все еще остается нишевым спортом?

Конечно, нам пока тяжело тягаться с более традиционными видами спорта. Но, действительно, всего за 6 лет существования команде удалось изменить настроения как жителей города, так и чиновников. Хотя, не буду скрывать, первое время нас воспринимали в штыки. Наша миссия не только в том, чтобы тренироваться и участвовать в матчах, — все гораздо глубже. Мы развиваем новый для города вид спорта. Многие, кстати, уже выучили, что американский футбол — это не регби, что уже круто. (Смеется.)

У вас открыт набор и во взрослую команду «Адмиралы», и в юниорскую «Факел». Есть особые требования и ограничения по спортивной базе и возрасту?

Американский футбол в этом плане — самый прекрасный и демократичный вид спорта. Ни для взрослых, ни для детей нет никаких ограничений по силовым показателям, по антропометрии — росту, весу. Своим воспитанникам я говорю: «Не можешь стать самым сильным, стань самым быстрым, самым техничным». Каждому найдется место на поле в одной из позиций. База всегда приветствуется, но даже если человек в уже сознательном возрасте вдруг решил впервые заняться спортом и прийти во взрослую команду, мы его ждем. Главное — желание и дисциплина.

Что вообще важнее в американском футболе — «физика» или характер?

Невозможно выбрать: это как числа в математике, которые умножаются друг на друга. Если одно из них ноль, то тот же ноль получим после знака равно.

Ты сам из спортивной семьи?

Нет! Всегда тянулся к спорту самостоятельно — родители больше делали упор на знания. Но проблем с учебой у меня не было, оставалось свободное время, так что уже сам доходил до спортивных секций. Одно время, когда не было интернета, мама покупала мне за хорошие оценки спортивные журналы, а в 7 классе дедушка за примерную успеваемость поставил тарелку НТВ+. Потом всей семьей оттаскивали от экрана: именно тогда я впервые увидел заокеанские виды спорта, включая американский футбол.

И заболел им?

Думаю, да, на подсознательном уровне интерес к нему появился еще в школьные времена. Плюс наше поколение выросло на американских молодежных комедиях, где мелькали такие слова, как «квотербек» и «тачдаун». Но осознанное знакомство произошло уже в Краснодаре, на первом курсе университета. Мы с другом были фанатами одного популярного сериала, где главные герои играли в американский футбол, и нам дико хотелось быть на них похожими. В первый день универа шли на пары и увидели на асфальте объявление о наборе команды — решили пойти, просто по фану. Но, возвращаясь с первой же тренировки, я судорожно искал, кому позвонить, чтобы поделиться впечатлениями — так проникся. Это была моментальная любовь.

Какое-то время пробовал себя в качестве игрока, выступая за краснодарских «Бизонов», а параллельно стал читать дополнительную литературу, общаться с тренерами. Вернувшись в Новороссийск, заказал мяч, и мы с парнями просто бросали его в Гайдуке. А потом решили организовать команду. Я получил спортивное образование (первое — инженер-строитель) и стал тренировать на базе нашего Морского университета — отсюда, кстати, название «Адмиралы». Так и началась история взрослого американского футбола в Новороссийске.

Это не моя личная заслуга: сам по себе футбол — настолько обширный проект, что им невозможно заниматься в одиночку. Это общее достижение ребят, того костяка, который сложился с момента основания. Тех парней, которые продолжают играть и помогают сейчас тренировать детей. Они любят футбол не меньше меня — и без них ничего бы не получилось.

У тебя весьма брутальная наружность — и при этом очень интеллигентная «начинка». Как все уживается?

Что касается внешности: вы просто не видели меня без бороды. И лучше не надо. (Смеется.) А по поводу внутренней составляющей — я бы не назвал себя суперинтеллигентом. Но, думаю, очень много качеств передалось мне от деда. Для кого-то кумир Криштиану Роналду, для кого-то Брэд Питт, а для меня это Николай Васильевич Бутенко. Во-первых, он болельщик номер один: приезжает, смотрит все матчи, дает развернутую оценку. А во-вторых, я с самого детства обращался к нему за советом, подсматривал, как он ведет себя в разных ситуациях, и все впитывал. Вот он интеллигент до мозга костей.

Твой девиз — No days off («Ни дня без работы»). А в моменты выгорания?

Я стараюсь каждый день делать для футбола хоть что-то, неважно, в каком формате это будет. Выгорание случается, это нормально. И здесь есть несколько вариантов: во-первых, всегда можно все бросить. Но я легких путей не ищу: за моей спиной толпа больших и страшных мужиков, которые мне доверились, и я не имею морального права их бросить. Поэтому лучше взять паузу, выдохнуть, успокоиться — и продолжать работать дальше.

Текст: Катерина Колесникова, Анастасия Зинченко

Фото: Игорь Голобоков

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: