Следовать всем нормам традиционного ислама в мегаполисах трудно чисто практически. Мусульманки носят хиджабы, чем привлекают внимание. Коран разрешает употреблять только определённые продукты, а месяц Рамадан, когда можно принимать пищу только в темное время суток, может прийтись на начало июня – и чудесные белые ночи Петербурга окажутся вовсе не чудесными. Но самое главное – после многочисленных терактов фундаменталистов некоторые горожане относятся к мусульманам с опаской. Мы поговорили с тремя мусульманами и помощником представителя Республики Дагестан в Петербурге о том, как им живётся в нашем городе , почему ИГИЛ – это не ислам, и что нужно делать, чтобы начать доверять друг другу.
![]() |
Шахла Гусейнова, студентка 2 курса магистратуры филологического факультета СПбГУ, корреспондентка журнала «Мусульманка» и иранского новостного агентства «Шабестан»
Россия давно является в том числе и исламской страной. По переписи 1897 года, единственной царской переписи, 10% населения России объявили себя мусульманами. Тогда, конечно, империя включала в себя и Среднюю Азию, и Закавказье, и татарский Крым. Но, тем не менее, исламский фактор был всегда велик. Мусульмане принимали участие и в государственной жизни: командовали большими войсковыми соединениями, как Хан Нахичеванский, который командовал гвардейской кавалерией. Так что в этом нет ничего удивительного, что в России ислам и сами мусульмане приживаются хорошо. Да, мы учитываем тот факт, что мы живем в России, а не в арабских странах, не демонстрируем ничего и не одеваемся в черные хиджабы с чадрой. В бытовой жизни случаются недопонимания, но они все решаемы. Например, на уроках физкультуры меня могли спросить, что за балахон я на себя надела, или некоторые упражнения я стеснялась делать, так как преподаватель по физкультуре был мужчиной. Вот введение школьной формы создает для некоторых девушек такие проблемы, что им приходится менять школу. Стрижемся мы часто дома, а не в парикмахерских салонах, а если в салонах, то просим закрывать нас перегородкой, стричь в отдельной комнате или одиночном отделе салона. Даже если меня обслуживает парикмахер-женщина, то нет же гарантии, что через пять минут не войдет мужчина-посетитель — а я сижу с непокрытой головой. В Петербурге совершенно не сложно быть мусульманкой и жить «по халялю», для этого есть и халяльные продукты, и магазины мусульманских товаров, одежды, и курсы изучения арабского языка и Корана, и мечети. Только вот директорам крупных компаний хватает ума управлять целой фирмой, но не хватает ума для того, чтобы понять, что важно то, что в голове, а не на голове – девушке в платке не так легко устроиться на высокооплачиваемую должность в немусульманской среде. Конечно, сегодня жители большинства европейских стран и России – но в меньшем количестве – считают, что ислам является религией нетерпимости и насилия, и всё это из-за террористической организации, назвавшейся Исламским Государством. Проникая на новую территорию, своей первой задачей боевики ИГ видят проповедническую деятельность, раздавая памфлеты, устраивая религиозные церемонии и конкурсы чтецов Корана, основывая Институты шариата и ценры дауа. Люди смотрят на всё происходящее с экранов телевизоров, и думают, что это – ислам, и ужасаются. ИГИЛ грамотно ищет эмоциональную брешь в людях – слабую веру, а затем умело вербуют тем, что умеют ловко вырывать суры из контекста Корана и пропагандировать их. Люди просто верят тому, что пишут СМИ, не удосуживаясь хоть раз открыть самим Коран и понять, что ИГИЛ – это то, каким ислам не может быть». |
![]() |
Амина Юсупова, студентка Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова, участница женского благотворительного обществом «Ас-Салам»
Чего я не понимаю, так это разговоров про внешний вид мусульманки. Если женщина закрывает себя одеждой, чтобы быть незамеченной, в Петербурге все наоборот обращают на неё внимание, особенно в школе. Также не совсем доверительное отношение к мусульманам у горожан возникает из-за сегодняшней ситуации с ИГИЛ. Люди не понимают, что убийства происходят не из-за хиджабов или платков. Человек в коротких шортах тоже может убивать, а хиджаб и платок – это не атрибуты сторонниц ИГИЛ. Ситуация с ИГИЛ и СМИ влияют на восприятие горожан Петербурга на мусульман – очень много внимания, косые взгляды. Хотя, например, девушке-мусульманке сложно пойти по такому пути и быть завербованной в ИГИЛ, потому что долгое время мы находимся под контролем взрослых. С юношами сложнее, они раньше начинают самостоятельную жизнь. Такая радикализация происходит от отсутствия знаний: зомбируют молодежь, которая не знает элементарных вещей об исламской религии. Человек, уверенный в своей религии, обладающий знаниями о ней, никогда не пойдет по такому пути. Потому что самый страшный грех в исламе – самоубийство. Для ИГИЛа религия – это просто прикрытие тех ужасных действий, которые они совершают. И в том, что люди верят всему, что смотрят или читают, виновата российская политика в области образования: очень мало часов уделяется в школе и университете религиозному и культурному просвещению. Люди вербуются, в основном, из-за незнания основ религии, а немусульмане из-за этого незнания верят, что ИГИЛ – это ислам». |
![]() |
Искандер Пахтусов, принял ислам в 2008 году, сейчас работает в мечети на улице Беринга, занимается хиджамой (лечение через кровопускание – прим. Ред.).
Мы не празднуем Новый Год, но празднуем Рождество Христово. И Рамадан в белые ночи держать вовсе не сложно, если иман (вера – прим. Ред.) крепкий. Конечно, 10-11 часов поста – это сложно, но именно в такие долгие дни сила веры и проверяется. Но если человек страдает болезнями кишечно-желудочного тракта, то ему не нужно держать пост. Как и детям, беременным женщинам, и пожилым людям. Образ угнетенной мужем-тираном и лояльным к нему обществом прочно прижился в представлениях современного человека о жизни мусульманки, хотя это совершенно не так. В Коране отмечается, что многоженство в Исламе следует рассматривать, прежде всего, как решение проблем общества в отношении сирот и вдов. Во времена пророка количество женщин превышало количество мужчин, так как мужчины умирали на войнах и в результате тяжких преступлений, да и женщины живут дольше мужчин. Родители не могли содержать девушку, отдавали её замуж, и её полностью содержал муж. Не надо считать, что женщина в браке обделена правами. Вторую жену можно взять при особых обстоятельствах, например, если первая жена бесплодна, а мужчина хочет наследника, и только при одобрении первой жены. Всех жён мужчина должен в равной степени обеспечивать, предоставлять им отдельное жильё, проводить с ними минимум одну ночь в четыре дня. И если жена недовольна им, она имеет право купить у мужа право на развод. И к слову, многоженство могло бы решить многие социальные проблемы, бытующие на Западе, в том числе проблему проституции и внебрачных связей». |
![]() |
Надежда Щербакова, помощник Представителя Республики Дагестан в Санкт-Петербурге:
Мусульмане активно участвуют в общественно-политической жизни города. Например, между Дагестаном и Санкт-Петербургом проводятся постоянные обмены, научное и культурное сотрудничество и деловые встречи. Молодые инициаторы участвуют в дискуссиях, которые устраиваются Правительством Санкт-Петербурга и Республикой Дагестан. С другими республиками тоже тесные контакты. Поэтому если люди из Дагестана и других республик Северного Кавказа приезжают в Петербург, то никакой серьёзной адаптации к немусульманскому обществу нет и быть не может, так как мы все родились и выросли в одной стране. И вообще зря вы такой вопрос задаёте, легко ли нам общаться с немусульманами. В Европе и русские – диаспора, и курды – диаспора, и мусульмане- арабы – диаспора, они там обособляются и живут в своём узком кругу. А у нас – единый народ, так же исторически было. Чеченец – это он в Чечне чеченец, а за границей – он такой же русский. Для соблюдения мусульманских религиозных праздников и намаза в Санкт-Петербурге, где мусульманское население в меньшинстве, государственные органы создают все условия, чтобы они могли блюсти свои традиции. В периоды праздников перекрываются улицы около мечети, ведутся телетрансляции, правоохранительные органы следят за правопорядком – так делают, например, и в Дагестане – всё, как у всех, только в Дагестане эти дни признаются нерабочими. Отсутствие взаимопонимания возникает в том случае, если у рядовых представителей различных культур народов и религий, а особенно у молодежи, нет адекватного представления друг о друге. Этот вакуум естественным образом заполняется взаимным недоверием и мифами, которые порождаются иногда СМИ – вот вам и приравнивание всех мусульман к ИГИЛ. Возникшая из культурного вакуума, эта позиция не нуждается в аргументации, а поэтому с ней практически невозможно бороться с помощью аргументов, а значит, и пропаганды. И здесь есть только один путь борьбы: предотвращать возникновение подобного культурного вакуума, а, следовательно, и заполняющих его мифов. Поскольку для современного человека, а особенно молодого человека, собственный опыт намного убедительнее чужого мнения, то самый действенным способом является личное общение активных представителей различных культур, народов и религий между собой. В первую очередь это касается молодежи. Причем это общение должно быть не «общей беседой», а конкретным обсуждением реальных проблем и выработки их решения». |
Текст: Прохорова Вероника
Комментарии (0)