Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
  • ТОП 50 2025
Кино и сериалы

Поделиться:

Как филолог с красным дипломом СПбГУ Аркадий Водахов стал генпродюсером ТНТ и за 2 года вывел канал в лидеры рынка

Топ-менеджер в 2024-м перезапустил Comedy Club после 19 лет эфира, удвоил объем премьер: 75 собственных проектов (на треть больше конкурентов!) — и сделал жанр реалити great again: снимает эпохальные шоу по киношным канонам по всему миру — от ЮАР и Колумбии до Китая с Индией. Гуманитарий оказался гением в ТВ-бизнес-менеджменте: такой расклад не предсказал бы ни один финалист «Битвы экстрасенсов»! Главред sobaka.ru Михаил Стацюк раскрыл суперсилу Аркадия, лауреата премии «ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга» в номинации «Бизнес» — это софт-скилы, которые он развил на экспериментальном курсе филфака СПбГУ по прикладной математике, где фрактальную геометрию преподавали вместе с зарубежной литературой.

Куртка THE PUH MEN

Куртка THE PUH MEN

Как технарь с филфака оказался в кресле генпродюсера ТНТ

Аркадий, в какой семье растут генеральные продюсеры телеканалов?

Я родился в семье аспирантов философского факультета Ленинградского университета. Когда я появился на свет, родители как раз писали диссертации: мама — по культурологии, а отец — по философии истории.

Академическая среда!

Да, 1984 год, философский факультет ЛГУ, вольная и вечно дискутирующая советская молодая интеллигенция, которая дорвалась до свободы в большом городе. Родители приехали из регионов: мама с севера, папа с юга.

Коренной петербуржец в первом поколении!

Выходит, что так. Собственной квартиры у нас, естественно, не было, часто переезжали, и детство я провел в Приморском районе, на Беговой улице. Место для пацанов идеальное: с друзьями облазил все стройки — до сих пор не пойму, как мы не поубивались. До метро «Черная речка» 45 минут на трамвае: если с утра успел втиснуться в вагон — счастье! Это сейчас там все ухожено и метро. Приезжал недавно, гулял по местам детства, посмотрел на парк 300-летия: фонтаны, красивые дорожки, деревья. А тогда — лишь глушь камышей вдоль залива, где тусовались «сомнительные персонажи». Как раз был бум субкультур: рэперы, рейверы, гранжеры, кислотники, панки, скинхеды. Так что можно было отхватить на улице просто потому, что кому-то не понравилась твоя куртка.

Или наоборот — очень понравилась.

Да, но финал одинаковый. Петербург 1990-х — это хорошая школа жизни.

Кем хотел стать в детстве?

Сперва мечтал продолжить династию, но быстро понял, что философия — не самая востребованная наука. Думал поступать на менеджмент: в то время в стране котировались юристы и экономисты, а я закончил физмат класс с медалью, 116-я гимназия.

И выбрал филологический факультет?!

Неспроста! Как раз в то время в СПбГУ открыли экспериментальный поток: «Прикладная информатика в области искусства и гуманитарных наук». Так что мы были технарями в гуманитарной сфере. Учились буквально на стыке двух миров: в расписании следом шли высшая математика и зарубежная литература, фрактальная геометрия и история искусств, а языки программирования соседствовали с иностранным.

То есть ты прокачал софт-скилы до того, как появилось и стало модным это понятие!

Мы были первопроходцами. Такая система знаний прокачивает оба полушария: учишься смотреть на мир с разных точек зрения. А главное — и анализировать, и чувствовать этот мир одновременно.

Университет дал базу и софт-скилы, а что пришлось добирать после? MBA, менторство — что приводит в кресло генпродюсера ТНТ?

Лишь несколько курсов по сценарному мастерству! И если нас читают люди, которые мечтают работать в продюсировании, я расстрою: никакие мастер-классы, марафоны и даже самое профильное образование не сделают вас полноценным продюсером. Теория тут не работает, только эмпирический опыт: идти и пробивать себе дорогу «в полях». Рекомендую начинать практиковать как можно раньше.

Команда КВН «Простофилы» при филологическом факультете СПбГУ и стала для тебя такой практикой?

Да, в «Простофилы» меня позвали на втором курсе… звуковиком! На филфаке меня считали человеком, который дружит с технической частью, — вот и посадили за пульт. Первые полгода монтировал звук, затем начал писать тексты для команды. В одну из ночей, помню, сочиняем, а завтра выступать. Кто успеет выучить новый материал в 6 утра? Никто. В итоге на сцену пошел я — вынужденная мера. При этом на сцену я никогда не рвался: понимаю свои сильные и слабые стороны. Мое реальное место — за кулисами, там я эффективнее.

Там же, за кулисами, встретил будущую супругу Марину Кравец?

С Мариной мы вместе играли в КВН, но познакомился с будущей женой еще раньше — мы вместе еще со студенческих времен. Это, наверное, тоже отпечаток истории моих родителей: мы, как и они, учились на одном курсе филологического.

Вернемся назад: почему звуковик вообще начал писать репризы?

А почему нет, откуда эти стереотипы? Гуманитарный склад ума не гарантирует, что ты будешь классным фантазером. А экономист или физик, напротив, могут круто шутить. Кстати, думаю, математический подход позволяет понять законы формирования шутки. Структура юмора — почти математика, рáвно, например, как и музыка. Хотя кажется, что это просто поток вдохновения.

Парень из интеллигентной семьи с красным дипломом филфака — оказался в Comedy Club Production. Если это не трансгрессия, то что?

Опять стереотип! Среди креаторов и продюсеров Comedy Club Production огромное количество интеллигентных, образованнейших людей. Свой путь я бы назвал естественной эволюцией, а не трансгрессией. КВН свел с единомышленниками: мы писали репризы, и это на удивление начало приносить доход. Мне повезло с эпохой: в нулевые запрос на креативщиков в России сильно вырос. Бывало, проснешься — тебе падает заказ на текст, пишешь скетч — сразу приходят деньги, которые ты тем же вечером тратишь. Путь от рождения мысли до финансового вознаграждения за нее сократился максимально. Тогда же начали развиваться соцсети, появились блогеры: мы с товарищами открыли первое рекламное агентство, снимали вирусные ролики на сотни тысяч просмотров. Было много заказов из Москвы, но сапсан и интернет позволяли мне оставаться в Петербурге.

Зарабатывать в Москве и жить в Петербурге: звучит как рай!

Думал, никогда не уеду, тут всё: семья, друзья, работа, жена, — но Марину заметили в Comedy Club и пригласили в столицу. У меня как раз набирало обороты креативное агентство. Полтора года прожили на два города. Ребятам из Comedy я был хорошо знаком, помогал им по разным проектам, и в какой-то момент пригласили стать креативным продюсером Comedy Radio — так я переехал в Москву и попал в «Газпром-Медиа Холдинг».

Это был твой первый управленческий опыт в корпорации?

Да, и с 2012 года затянуло. После Comedy Radio поработал креативным продюсером Comedy Club Production, следом пригласили стать генеральным продюсером канала ТНТ4, а потом уже и сам ТНТ.

Бомбер и брюки GATE31

Бомбер и брюки GATE31

Довлатов, Гайдай, Бидструп, Абрахамс и Цукеры

На каком юморе ты рос? Философы вообще шутят?

Папа с детства очень хорошо шутил. А я лет в шесть поехал на дачу к бабушке и нашел на чердаке четыре тома Херлуфа Бидструпа. Хоть у нас в советском детстве не было комиксов, этот датский художник карикатурист был разрешен: убежденный коммунист, в СССР он считался «прогрессивным художником». Вот на таком юморе я рос. Потом — Леонид Гайдай, с его четкими комедийными персонажами и визуальным юмором, шоу «Городок» Ильи Олейникова и Юрия Стоянова с их скрытой камерой. А еще одни из величайших комедиографов мира — Джим Абрахамс и братья Цукер: помню, когда впервые увидел «Аэроплан» — был сражен! Абсурд?! А что, так можно было? В более зрелом возрасте нравился Хармс — шикарный абсурд в тексте. А еще Ширвиндт и Державин — тонко, интеллигентно, на полутонах. Финальный аккорд — Довлатов, он прекрасный пример того, как изящно в глубокой драме можно найти настоящую комедию. Петербург, как-никак!

Ты сказал, что юмор — математика. Знаешь его формулу? Может, ты чат-бот написал для создания шуток?

Конечно, в юморе есть расчет, но если бы это была только чистая математика, нас бы давно сместили нейросети. Готов поверить, что ИИ может написать, например, сносную мелодраму, но комедию — нет.

Это почему?

Комедия — всегда парадокс, что-то неожиданное. Автор ведет тебя по одной ветке, потом раз — неожиданный поворот, и становится смешно. Но не любой парадокс — шутка. Машина может придумать огромное количество парадоксов, но такой, что вызовет смех, — разве что случайно. Чтобы создавать юмор, ты должен обладать огромным багажом знаний, понимать культурный код, контекст, правила игры, границы разумного, следить за трендами и держать руку на информационном пульсе.

А у тебя как рождается шутка? Озарение — и выдаешь? Или копишь в заметках какие-то истории?

С одной стороны, дошло до автоматизма: совместить несовместимое, добавить актуальной повестки и максимально лаконично это сформулировать. С другой — если ты прямо сейчас попросишь меня пошутить, уставлюсь в стену и промолчу. Совершенно точно должно произойти озарение!

То есть писать шутки и юморить как стендапер — два разных скила?

Зависит от человека, и я точно не стендапер. Я тот, кто вдумчиво пишет, а не импровизирует. Но и среди стендаперов нет просто говорящих голов. Стендап — это чистая рефлексия, а не просто эстрадное исполнение шуток, написанных другим автором. Это твои личные переживания. 99,9 % людей, которые занимаются стендапом, — авторы своего текста.

Вспомни самые выдающиеся скетчи, которые ты писал.

Вряд ли вы их помните: они остались в Петербурге, в маленьком актерском клубе «Антресоль» на Васильевском острове. 2009 год, после КВН мы объединились в творческую группировку «Муки Тво»: я с Мариной, наш друг Сева Москвин (лидер группы «Глом!». — Прим. ред.), Костя Бушманов из команды КВН «ФИНЭК» и, к сожалению, уже покойный Сережа Арефьев. Вместе мы написали четыре небольших спектакля, и театр «Антресоль» оказался лучшей площадкой для такого формата. Черный кабинет на 80 человек, но на наши спектакли набивалось по 120. И это было полтора часа дикого смеха.

Первые поклонники?

Сначала друзья приходили поддержать, затем сработало сарафанное радио. Это было лучшее время: играли не для заработка — нам с ребятами нравилось проводить время друг с другом. Вкладывали свои деньги, сами мастерили реквизит, афиши клепали. Со спектакля зарабатывали тысячи полторы рублей, но какой кайф для души! В сети есть ролики, до сих пор пересматриваем, вспоминаем то время в Петербурге.

Слышал, «Газпром-Медиа» переезжает в Петербург. Будешь чаще бывать на родине?

Мы регулярно тут появляемся — а будем еще чаще. Петербург — место притяжения творческой интеллигенции и креативных людей. По крайней мере, я всегда жил с ощущением, что лучшие светлые умы — тут.

Бомбер, шорты и майка THE PUH MEN, носки GATE31, кеды PREMIATA (Nо One)

Бомбер, шорты и майка THE PUH MEN, носки GATE31, кеды PREMIATA (Nо One)

Почему добро с кулаками — лучшая манипуляция ТВ

Поделись, как генеральный продюсер телеканала, инсайдами о рейтингах: кто герой нашего времени?

Героев определяет исключительно зритель, мы можем только попытаться предложить. Интонация ТНТ очень честная — благодаря этому канал взлетел на высоты телерейтингов.

Ответ в духе МИДа. Ну, есть же беспроигрышные типажи, на которых можно выстроить рейтинг? Олигарх и его жена? Чиновник и его подчиненные?

В реалити угадать вообще невозможно: ты либо нравишься, либо нет. Однако мы понимаем, если на шоу «Титаны» выходит гимнаст, наш олимпийский чемпион Никита Нагорный, — скорее всего, люди будут обращать внимание именно на него. Стал ли он звездой у нас в шоу? Нет, он пришел уже звездой. А в сериалах сейчас особенно востребовано «добро с кулаками».

Робин Гуд?

Скорее, наш Рэмбо. Человек, который может постоять за себя и окружающих. Эдакий добрый, большой русский медведь в обстоятельствах грандиозной несправедливости вокруг. Наш сериал «Полярный» с Михаилом Пореченковым как раз такой.

Разве рынок медиа не должен быть манипулятивным?

Развлекательный — нет. Мы не можем заставить человека смотреть то, что ему не нравится. Мы максимально честны с нашим зрителем.

В сериалах сейчас особенно востребовано «добро с кулаками».

У ТНТ очень широкая аудитория, большой срез данных и куча статистики. Неужели не манипулируете через это?

В том-то и дело: у ТНТ очень широкая аудитория, и у нас нет возможности делать ставку только на какую-то конкретную ее выборку. Например, если в молодежном сегменте растет клиповое мышление и потребность к такому типу контента, мы не можем делать проекты специально под молодежь, иначе потеряем остальных. Более того, сравни города с населением более 100 тысяч человек и населенные пункты с населением менее 100 тысяч — это кардинально разное смотрение, словно две отдельные страны! Первые, скажем, фанатеют от реалити. Вторые их побаиваются, отдавая предпочтение сериалам. А нам надо быть доступным и любимым телеканалом для всех.

И как быть?

Работать с виральностью — но не через жанры, а через плотность контента. Если взять любое наше шоу — везде высокая концентрация шуток и сюжетных хуков. Контент всегда должен держать зрителя в хорошем напряжении. Потому мы такие виральные: все наши шоу — от «Битвы экстрасенсов» до «Сокровищ императора» — нарезаются в шортсы, клипы, рилсы и вирусятся в сети сами по себе. Вот наш подход в работе: трушность, плотность и, как следствие, — виральность.

Твой переход в 2022 году из креативного в генерального продюсера ТНТ сильно увеличил объем работы?

Просто для понимания: в текущий момент у нас в разработке порядка 10 реалити, 20 музыкальных и развлекательных шоу, около 20 полнометражных фильмов и более 80 сериалов. По большей части я отвечаю за креативное направление, но задач стало гораздо больше. Если раньше я руководил только non-scripted (это все неигровые шоу), то теперь отвечаю за весь контент, работы прибавилось на 80%.

За что, как генеральный продюсер, ты отвечаешь головой?

Творчество и разработка новых форматов, оценка и анализ. И сетка — это самая важная часть. Как ты программируешь эфир: динамика, ритм. В телевидении, например, есть понятие «накат». Возьмем сериалы: тяжелый прайм обычно начинается в 20:00, поэтому мы ставим в это время тот сериал, в который верим больше всего, и вся промокампания бьет в этот слот. А вот на 21:00 и 22:00 смещаем менее «широкий» контент, который чуть взрослее. Родители уже отправили детей спать, но не переключились — так накатом аудитория осталась и перешла на второй проект.

Тонкие настройки!

Нет, это классика ТВ-программирования, но за этим важно следить. А вот тонкие настройки — это борьба за каждую секунду внимания, чтобы зрители не уходили даже во время рекламных пауз. Вот их расставляем буквально под микроскопом, на кончиках пальцев. Настоящее ТВ-кунг-фу!

Топ-3: как Аркадий Водахов сделал ТНТ флагманом в производстве сверхуспешных фильмов для ТВ, диджитал платформ и кинопроката. «Иван Васильевич меняет

Топ-3: как Аркадий Водахов сделал ТНТ флагманом в производстве сверхуспешных фильмов
для ТВ, диджитал платформ и кинопроката. «Иван Васильевич меняет всё». 2023 Сатирическую пародию на советскую комедию Леонида Гайдая видели 42,5 млн зрителей

«Небриллиантовая рука». 2024 Главный телехит новогодних праздников посмотрело более 44,8 млн зрителей

«Небриллиантовая рука». 2024 Главный телехит новогодних праздников посмотрело более 44,8 млн зрителей

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». 2025 Фэнтези по мотивам сказки Александра Волкова вошел в топ-3 самых кассовых российских

«Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича». 2025 Фэнтези по мотивам сказки Александра Волкова вошел в топ-3 самых кассовых российских фильмов в истории: 3,4 млрд рублей сборов

Каким своим менеджерским ноу-хау или нововведением на ТНТ ты особенно гордишься?

Подчеркну, это не мое личное, а командное: мы сделали ставку на другой вид реалити. Думаю, в общественном сознании жанр долго ассоциировался с «Домом-2». А мы показали новое реалити — то, что рассказывает о путешествиях, и поехали в ЮАР, Китай, Колумбию, Доминикану, Марокко, Таиланд, Дубай, в Узбекистан. Сделали ставку на красочные кадры, заявочные планы природы и животных, которые тебя расслабляют и привлекают детскую аудиторию. И важно: мы стали первыми, кто большие двухчасовые шоу выстраивает по киношным правилам. Монтажно и с точки зрения саунд-продюсирования. Меняем стилистические приемы: одни из первых занялись цветокоррекцией на реалити. Раньше ее делали только для сериалов и кино. Но время подталкивает к новым изобразительным средствам. Это одинаковый вид удовольствия — от просмотра двухчасового реалити и от какой-нибудь хорошей драмы. Нам часто пишут: ваши шоу — постанова. Нет! Просто продукт качественный и стал ближе к кино. Мы выдрючиваем (наша пиар-служба не обрадуется этому слову) каждую секунду, сантиметр и кадр.

Сделали реалити здорового человека.

И если раньше это было одно шоу в сезон, то теперь мы работаем на 360: весна, лето, осень, зима. А еще мы предлагаем зрителю привычку: в субботу вечером — всегда развлекательные музыкальные шоу, в воскресенье — реалити, где мы рассказываем о разных уголках планеты со звездами.

То есть вы стали предсказуемы.

Именно так и работает лояльность!

Что смотришь сам в свободное время?

По работе успеваю смотреть только наши проекты. Свободное время предпочитаю тратить на семью: две сладкие дочки и супруга. Кстати, с Мариной мне повезло: смотрю ее шоу и по работе, и нет. (Смеется.)

Посоветуй тем, кто «да я вообще не смотрю телик», программу или шоу ТНТ, чтобы они изменили точку зрения.

Во-первых, сериал «Неличная жизнь» про семью, которая попала в тяжелые финансовые обстоятельства и вынуждена снимать домашние видео, чтобы скопить деньги. Пикантно, изящно и тонко. Во-вторых, музыкальное шоу «Конфетка» — звезды перепевают мемы из интернета и помогают музыкальным самородкам создать настоящий бэнгер!

Текст: Михаил Стацюк

Фото: Валентин Блох

Стиль: Ирина Бобылева

Визаж: Ксения Козьминых

Ассистент продюсера: Анна Битюкова

Свет: Gromov Rental

Собака.ru благодарит за поддержку
партнера премии
«ТОП50. Самые знаменитые люди Петербурга» — 2025

Ювелирный бренд Parure Atelier

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП 50 2025 СПБ
Материал из номера:
Июнь
Люди:
Аркадий Водахов

Комментарии (0)

Купить журнал: