18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Портреты
Портреты

Владимир Лопаев

Хореограф, основатель первого в Иркутске пластического театра «PROдвижение». Его труппа стала финалистом премии «Золотая маска» в трех номинациях. Помогает становлению профессиональных танцоров и занимается хореографией с особенными детьми.

ТОП-25 | искусство

Когда вы начали танцевать?
Моя бабушка была заводилой в семье и всегда танцевала. Потом мы с ребятами во дворе давали концерты и пытались копировать движения Майкла Джексона. Я в то время больше занимался биатлоном, единоборствами и однажды пошел на растяжку в танцевальный коллектив «Серпантин» в Усолье-Сибирском и остался танцевать.

Когда поняли, что хотите профессионально заниматься?
После первого концерта и выступления на шоу «Утренняя звезда». Я окончил педагогическое училище, а после армии пошел в училище культуры, затем поступил в академию культуры и искусств.

Преподавать начали во время учебы?
Да, я преподавал в училище культуры, у меня был свой экспериментальный курс по современной хореографии. Помню, в качестве выпускной работы моих учеников мы поставили некий набросок по стихотворениям и биографии Марины Цветаевой.

Как вы пришли к театру?
В какой-то момент мне захотелось попробовать большие формы. Первый спектакль я поставил на сцене ТЮЗа «Прикоснись, и я живу» (6+). До этого я поставил два спектакля в «Шагах». Следующим был спектакль «Баланс белого» (6+). В 2007 году я перешел работать в театральное училище педагогом по современному танцу
к мастеру Александру Булдакову. Он как раз выпускался и ставил спектакль-мюзикл «Ромео и Джульетта» (12+). Ему нужен был хореограф, и он дал мне полную свободу действий. В танцах на тот момент было уже тесно, а дальнейшее развитие я видел только в театре, где нет рамок. В своей экспериментальной лаборатории, где нет цензуры, фильтров. Помню, как записал это желание в свой ежедневник. И все получилось. В 2013 году я собрал ребят, готовых творить, пробовать. Группа стала узнаваемой, пришли люди, которые оказали финансовую помощь. Театр в нынешней локации с его камерной сценой появился в 2014 году. Первыми постановками были спектакли: «Источник» (6+), «Воробушек» (6+), «Откройте ангелу дверь» (6+).

Какую постановку ждать в ближайшее время?
Сейчас я работаю над выпускным спектаклем артистов кукольного театра «12 присяжных» (6+). Мы уже сыграли премьеру «Время» (6+), которую ставили достаточно долго из-за пандемии. Сейчас композитор Ян Круль пишет к нему музыку. Еще играем «Иваново детство» (6+), спектакль Вырыпаева «Танец Дели» (6+), который мы называем «Внутри и снаружи» (6+). Восстанавливаем старую работу Мураками «Бесцветный» (6+).

Назовите четыре главных события для «PROдвижения».
Первое — выступление на сцене ТЮЗа со спектаклем «Источник» (6+). Следующее — выступление под живую музыку Константина Сероватова. Далее — открытие театра со своим репертуаром, помещением. И последнее — выступление на театральном фестивале «Золотая маска» в Москве, в прошлом году мы выступали
с работой «Иваново детство» (6+), которую поставили совместно с композитором Яном Крулем. В этой постановке играла вся моя семья: я был воином, супруга — мамой, дочка играла сестру и сын — главного героя Ивана. Мы вошли в финал, в пятерку по всей России. Еще сыграли в театре Пушкина два спектакля «Иваново детство» и получили очень много положительных отзывов. Критики подчеркивали: «Смотря на ваш спектакль, отдыхаешь душой».

Ваши постановки созданы не только по мотивам литературных произведений?
Все мои постановки можно идентифицировать с определенными событиями в жизни, с моим состоянием и понять, что в тот момент я переживал и хотел сказать миру. Стараюсь ничего в себе не держать. Театр для меня — отчасти арт-терапия.

Как зародился инклюзивный театр?
Все началось с фильма «Сломанная кукла» (6+). Марисоль Галыш предложила мне по- ставить номер с девочкой Верой Кращук, чтобы потом сделать из него фильм. У меня не было подобного опыта. У Веры ДЦП, но мы договорились убрать коляску, чтобы создать ощущение свободы, сделали постановку и сняли фильм. Потом я предложил Вере заниматься бесплатно. Сейчас мы с ней делаем отдельный проект. После Веры начали обращаться и другие родители особенных детей, сформировалась группа. Например, недавно у них была премьера спектакля «Слово» (6+), где они сначала произносят слово, а потом делятся своим состоянием. Есть еще одна инклюзивная группа, они занимаются с родителями. Это очень полезная практика для таких детей, они выходят за привычные границы, расширяют круг общения, учатся доверять, коммуницировать и, конечно, улучшают физическое состояние.

Где выступают ребята?
Первая театральная постановка «Танцуют сердцем» (6+) была на малой сцене драматического театра с Верой, Варварой и Сашей. Когда коллектив сформировался до шести человек, нас пригласили на проект «Танцуют все» (6+). Не все приходят на инклюзивные постановки, многих пугает чувство жалости. Но, когда вы смотрите на этих детей, нет ощущения, что с ними что-то не так. Они искренние, открытые, играют честно, без наигранных эмоций.

Кто из актеров театра добился успе- хов?
Много таких ребят. Анастасия Черных участвовала в «Танцах» (12+) на ТНТ, Евгений Лохов тоже. Мария Яшникова сейчас делает свои постановки. В прошлом году сняла фильм-спектакль. У Виктора Кузнецова есть свои проекты. Галина Шестакова работает со мной, тоже ставит. Мы со многими поддерживаем контакт.

Почему вы остаетесь в Иркутске?
Здесь есть определенный темп, своя граница, но мир сейчас настолько расширился, что можно легко взаимодействовать с любыми профессионалами, никуда не уезжая. Очень приятно, когда приезжает театральный критик из Москвы и говорит, что знаком с моим творчеством. Мой мир не ограничен рамками Иркутска, он расширяется через людей. Мне комфортно там, где я родился, учился, здесь особенная природа. Но я очень люблю путешествовать и в любой момент могу открыть для себя новые города.

Текст ЯНА КОЛОТЕЕВА
Фото АРХИВ ГЕРОЯ

 

Комментарии (0)

Купить журнал: