18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Леонид Кипнис: «Качество — первостепенно для меня»

Директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра «осваивает» самый большой грант от Министерства культуры РФ: часть средств идет на постановку оперетты «Ночь в Венеции» — ноябрьской премьеры шестидесятого юбилейного сезона.

 

Тринадцать миллионов девятьсот тысяч — для театра это много или мало?
Грант получен на проект «Италия с любовью», однако его условия таковы, что деньги мы должны потратить не только на постановочные работы, но и на приобретение музыкальных инструментов и оборудования. Не устаю приводить пример, что минимальная стоимость фагота — полтора миллиона, а у нас сорок три оркестранта, и у каждого свой инструмент. Наши спектакли в разы дороже драматических, так как в одной постановке задействованы оркестр, хор, балет, два-три состава исполнителей. Платья наших артисток очень изысканны: я всегда сравниваю оперетту с красивой женщиной, которую нужно хорошо одевать. Часть средств гранта ушли на премьеру прошлого сезона — мюзикл «Римские каникулы». Сейчас ставим классическую оперетту Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции».

Вам какие жанры ближе — классические или современные?
Мне импонируют те спектакли, которые хорошо поставлены. Например, многие утверждают, что не любят оперетту. Но зачастую постановки просто недоработаны — плохая сценография, дешевые костюмы, режиссерская работа оставляет желать лучшего, а артисты не имеют навыков исполнения сложнейших вокальных партий. Такие оперетты мне тоже не нравятся. Качество — первостепенно для меня: спектакли я смотрю с профессиональной точки зрения. То есть не просто потребительски воспринимаю постановку, но и хочу получить творческие и моральные дивиденды.


 На каждую премьеру «Золотая маска» отправляет к нам свой «десант»

Как оцениваете репертуар российских театров: каких спектаклей нам не хватает?
В наше время мы достаточно ограничены в плане постановок зарубежных произведений в связи с тем, что такие проекты, особенно бродвейские и лондонские, требуют разрешения правообладателя, а чтобы получить лицензию, нужно вложить немало денег и сил. Поэтому в России все меньше ставится известных мюзиклов, которые были бы востребованы на нашей сцене. Досадно, что в стране огромные средства уходят на строительство спортивных арен, и это важно, но есть еще и культура. Возьмем наше здание. Оно было построено в середине пятидесятых, как летний кинотеатр. Нужно быть большим энтузиастом, чтобы задумать такой проект в Сибири. Когда я только пришел в театр, мне сказали: «Это, конечно, сарай, но твой выбор». И на протяжении двадцати трех лет, каждое лето мы с коллегами несем трудовую вахту, делая ремонт. Для сравнения, Опера Бастиль в Париже имеет семь ярусов, часть из которых спрятаны под землей: на нижних этажах монтировщики собирают металлический каркас, выше — обшивают декорациями, и благодаря системе лифтов он поднимается наверх.

А у вас даже фундамента нет.
Да. (Смеется). Но мы берем другим. Сегодня Новосибирский музыкальный театр находится в числе лучших, чему свидетельствует десять премий высшей национальной театральной награды «Золотая маска». При этом мы специально не выдвигаем спектакли на премию: нас хорошо знают в Москве, и на каждую премьеру «Маска» отправляет к нам свой «десант». В этом году на «Римские каникулы» уже приезжал экспертный совет. Мюзикл интересно поставлен: первое действие, как и сам фильм, черно-белое, и лишь когда наступает апофеоз любовной истории, во втором акте все становится цветным.

Интерес к нашим спектаклям колоссальный: если мы приезжаем в Москву, билеты расходятся моментально, причем недешевые. У меня много знакомых в столице, и в день показа я вынужден отключать телефон, так как трудно отказывать людям из-за отсутствия свободных мест. Гастроли для нас — тяжелая история: любая поездка требует нескольких миллионов — авиабилеты на сто пятьдесят человек, фуры с декорациями и оборудованием. Поэтому если мы и выезжаем, то только на «Золотую Маску», и недавно съездили на фестиваль «Видеть музыку», так как в прошлом году я вошел в состав Совета Ассоциации музыкальных театров, который координирует этот проект.

Юбилейный сезон отмечать планируете?
Да, 2 февраля отпразднуем это событие в театре. А в Краеведческом музее устроим традиционную выставку макетов, костюмов, эскизов и предметов сценографии. Также обязательно организуем концерт с признаками иммерсивного театра, где зрители смогут почувствовать себя актерами, примерив костюмы и сфотографировавшись в них.

У вас первое образование актерское. Почему за высшим отправились в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии на факультет театроведения?
Я изначально планировал получить высшее образование еще и по другой профессии. Поэтому поступив в театральное училище, подал документы и в филиал Московского института культуры, где хотел параллельно учиться на заочном. Чтобы получить аттестат на время экзаменов в вузе, дошел до прокурора, который обязал руководство училища выдать мне его. Однако из-за разного рода препон мне запретили совмещать обучение в двух заведениях. А театроведение выбрал, так как решил, что это расширит мое мировоззрение. Я очень любил читать, много времени проводил в библиотеках, где даже встретил свою супругу. До сих пор чтение остается одним из моих любимых занятий.


Леонид Михайлович Кипнис — заслуженный артист РФ. Работал чтецом и художественным руководителем в Новосибирской государственной филармонии. В 2001 году Новосибирский музыкальный театр стал лауреатом конкурса «Окно в Россию». В 2008 году Кипнис удостоен звания «Человек дела в культуре». Леонид Михайлович — постоянный член жюри Международного конкурса молодых артистов музыкального театра «ОпереттаLand» в Москве.
Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: Татьяна Новак

Материал из номера:
НСК.Собака.ru октябрь 2018
Места:
Новосибирский музыкальный театр

Комментарии (0)

Купить журнал: