Как говорить и реагировать на комплименты и критику на работе? Главные правила современного делового этикета

Сегодня вместе с обществом меняются и нормы поведения — не только в личной обстановке, но и в офисах. В издательстве «Эксмо» выходит книга Ольги Шевелевой «Манеры для карьеры. Современный деловой протокол и этикет» — бизнес-учебник с практическими советами и рекомендациями для начинающих и профессионалов. «Собака.ru» публикует отрывок из нее — о критике и комплиментах на работе.

Критические замечания

Существует три главных рекомендации, касающиеся высказывания критических замечаний в адрес других людей:

  • Критиковать человека наедине.
  • Критикуя, важно не забывать о правильной последовательности действий: сначала отметить положительные стороны, затем высказать критические замечания и, наконец, выразить надежду на то, что подобная ситуация не повторится.
  • Высказывая критические замечания, использовать «Я-высказывания», а не начинать фразу с местоимения «вы». К примеру: «Я очень огорчен (огорчена) тем, что…», а не: «Вы меня очень огорчили тем, что…».

Отвечая на критическое замечание, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Если обвинение справедливо — не отрицайте своей вины. Ошибки на работе — штатная ситуация. Недаром в разных странах столетиями существует поговорка, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Главное — как поступить, допустив ошибку.
  • Не оправдывайтесь.
  • Извинитесь, спокойно объясните ситуацию и как можно быстрее предложите конструктивное решение проблемы.
  • Выслушав критическое замечание, психологи советуют уточнить его суть — какие конкретно к вам предъявляются претензии, а не общую формулировку.
  • После выяснения деталей, если претензии обоснованы, эксперты рекомендуют согласиться с критикой, тем самым избавив себя от дальнейших обвинений со стороны собеседника.
  • Научитесь ценить конструктивную критику, извлекая пользу из услышанного, и благодарите за высказанные замечания. А если человек критикует вас несправедливо — пожалейте его. Это показатель того, что у него сейчас есть проблемы и вы, возможно, просто попали «под горячую руку». Но постоянно терпеть несправедливую критику не стоит. Если ситуация повторяется, найдите способ обсудить проблему.

Комплименты

Что такое комплимент? Согласно толковому словарю русского языка комплимент — это любезные, приятные слова, лестный отзыв. Признание заслуг окружающих вас людей свидетельствует о вашей внутренней силе и о том, что вы внимательный и независтливый человек.

Сделать удачный комплимент непросто, а неудачный комплимент вообще может испортить настроение адресату. Банальные комплименты могут даже обидеть человека, который подумает, что лучше бы и не слышать таких «бесцветных» слов. Слишком частые комплименты или комплименты с использованием слишком выразительных эпитетов могут вызвать раздражение и недоверие.

Существуют две точки зрения по вопросу высказывания комплиментов в деловой обстановке: представители первой считают, что комплимент — это оценочное суждение и высказывание своего мнения равноценно тому, что человек «судит» другого, и в качестве исключения комплимент может быть адресован только организации в целом, а не конкретному человеку. Представители второй точки зрения считают, что похвала и комплименты — это огромный потенциал, который обязательно нужно использовать в рамках делового общения. Люди нуждаются в знаках одобрения. Они придают уверенность, укрепляют чувство собственного достоинства, поднимают самооценку. Мне нравятся слова Марка Твена, который говорил: «От одного хорошего комплимента я могу жить два месяца». А королева Великобритании Елизавета II считает, что «каждому человеку необходима похвала, иначе мир станет очень мрачным».

Если вам ближе вторая точка зрения, запомните несколько рекомендаций, касающихся произнесения комплиментов в деловой обстановке:

  • Комплимент должен относиться только к делу или профессиональным качествам человека, а не к его внешности.
  • Хвалить следует не человека, а результат его работы.
  • Говорите комплимент искренне.
  • Обязательно обращайтесь к человеку по имени.
  • Не откладывайте комплимент на будущее.
  • Будьте кратки.
  • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию, а следовательно, никогда не сравнивайте человека с другими людьми, если только они не находятся на недосягаемой статусной высоте.
  • Настоящий комплимент бескорыстен, поэтому после него не уместны просьбы.
  • Комплименту не нужны «приправы» («Руки у тебя — «золотые», а язык твой — враг твой!»).

Комплимент должен прозвучать естественно и непринужденно, чем спонтаннее он появится, тем больше радости он доставит адресату. Если произнести комплимент заученно и неэмоционально, он потеряет всю свою силу. В этом случае лучше  вообще ничего не говорить, поскольку так прозвучавший комплимент хуже молчания.

Важно также, чтобы комплимент не прозвучал покровительственно, особенно от человека, который сам плохо разбирается в вопросе, к которому относится комплимент.

Примеры нейтральных комплиментов:

  • «Вы — настоящий профессионал!»
  • «С вами приятно иметь дело!»
  • «Как тонко вы разбираетесь в людях!»
  • «Общаясь с вами можно многому научиться!»
  • «Меня всегда поражает широта вашего кругозора!»
  • «Ваша энергия просто заряжает других!»
  • «У вас энциклопедическая память!»
  • «Какая у вас красивая речь! Слушать вас — одно удовольствие!»
  • «Верно говорят — у вас действительно «золотые» руки!»
  • Как улыбка вам к лицу!»

На комплимент обязательно следует ответить. Скажите: «Большое спасибо», «Спасибо за добрые слова», «Благодарю вас», «Вы очень любезны», «Большое спасибо. Я рад (а), что вам понравилось», «Спасибо за добрые слова. Мне приятно, что вы заметили» и пр. Но фраза, к примеру: «Да лучше меня никто другой и не сделал бы!» или похожие на нее — неуместна.

Если работал не один человек, а комплимент адресован ему, важно сказать, что успех — не только его заслуга, и назвать тех, кто помогал в работе.

Отвечая на комплимент, не забывайте улыбнуться.

Никогда не оправдывайтесь, принимая комплимент. Многие люди не умеют принимать комплименты, начиная отвергать похвалу в свой адрес, объяснять, что, мол, это ерунда, ничего особенного и т.д. При этом, если комплимент прозвучал заслуженно, такая реакция выглядит как минимум неестественно.

sobaka,
Комментарии

Наши проекты