18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Тимофей Мамлин: «Любая роль – плод труда команды, при этом каждый персонаж может изменить спектакль»

Ведущий артист театра «Старый дом» выполнил программу минимум: сыграл «типа Гамлета» в спектакле Sociopath и получил театральную награду «Золотая маска» за роль Ипполита Терентьева в постановке «Идиот» Андрея Прикотенко.

Что чувствует человек, который заслужил высшую награду в своем деле?

По моим ощущениям любая подобная награда и даже «Золотая маска» – это счастливое стечение обстоятельств. В этот раз случилось так, что повезло мне.

Но это же не лотерея.

Нет, конечно. Но «Идиот» – действительно, сильный спектакль: он был представлен на «Маске» в одиннадцати номинациях. Это результат совместного труда, а значит, и наша общая победа, ведь без коллег я бы не удостоился этой награды. И здесь нет ни капли лукавства.

В процессе работы у вас возникало ощущение, что эта постановка особенная?

Изнутри спектакль все равно воспринимается иначе, ведь ты, в первую очередь, сосредоточен на своей роли и на том, как она двигает общий сюжет. А из зрительного зала я видел постановку всего один раз – на генеральном прогоне, и да – для меня в ней есть что-то неуловимое, не поддающееся объяснению. Что касается моего персонажа, то роль Ипполита мне близка – многие его мысли перекликаются с моими.

При этом у меня не было никаких ожиданий по поводу этой работы. С режиссером Андреем Прикотенко мы долго пытались нащупать зерно, через которое показать героя. В итоге, эта роль стала еще одним шагом на пути к тому профессионалу, которым я хочу стать. Надо постоянно повышать планку качества, ниже которой ты не сможешь сработать.

Ваши персонажи очень харизматичны. Например, в «Петерсе» вы читаете рассказ Татьяны Толстой настолько проникновенно, что ваш герой запоминается даже больше, чем исполнитель главной роли.

На мой взгляд, это субъективно. По крайней мере, я точно не старался сделать так, чтобы мой персонаж проявлялся ярче, чем другие. Разве создавалось такое ощущение?

Нет, все актеры гармонично смотрелись на сцене. Но ваш произвел наибольшее впечатление.

Тогда это личное восприятие. Не будь других артистов, я был бы просто рассказчиком. Любая роль – плод труда команды, но при этом каждый персонаж может изменить спектакль. Например, в Sociopath «типа Гамлета» мы играем вместе с Анатолием Григорьевым и Александром Вострухиным. И каждый из нас привносит в спектакль что-то свое, создавая, по сути, три разные постановки.

Некоторые зрители смотрят Sociopath трижды, чтобы увидеть его в разных составах. Вам никогда не хотелось «позаимствовать» удачные решения у коллег и примерить их на своего «типа Гамлета».

Напротив. Я искренне радуюсь, если какой-то ход мне кажется удачным, но «плагиатом» стараюсь не заниматься. К тому же, суть в том, что мы должны играть трех разных героев, чтобы показать три разных спектакля.

Встать на каблуки в «Петерсе», обнажиться в «Злачных пажитях» – вы готовы к любым театральным экспериментам?

Я не считаю это экспериментами – другие артисты уже делали это до меня. Это рабочие моменты. В целом, для меня нет профессиональных табу. Главное – чтобы шаг был оправдан и двигал театр вперед. Возможно, когда-нибудь появится идея, где мне придется перешагнуть через себя или попробовать что-то новое. Я открыт ко всему.

А вы бы смогли работать исключительно по законам классического театра?

Если «классический» не является синонимом «устаревший». К тому же сегодня любой спектакль можно поставить интересно. Поэтому мне комфортно в «Старом доме» – он развивается очень стремительно: тот театр, в который я пришел восемь лет назад, и тот, что есть сейчас, – это два абсолютно разных театра. Я здесь на своем месте, среди своих людей и занимаюсь тем, чем должен– остановиться невозможно.

Какой театр вы любите? Или какой спектакль произвел на вас максимальное впечатление?

«Три толстяка» Андрея Могучего в БДТ – очень красивый, зрелищный спектакль. Он зацепил меня с первых минут, и не только как зрителя. Один из главных критериев хорошей постановки для меня – возникает ли желание принять в ней участие. Если да, то, по моей оценке, спектакль состоялся. Конечно, мне бы хотелось поработать и с другими мэтрами режиссуры, главное – с профессионалами.

Вы недавно попробовали себя в качестве драматурга и написали пьесу «Могильщики».

Да, это мой первый опыт. Главным стимулом собрать все черновики и мысли воедино стала стипендия Союза театральных деятелей. При этом первый вариант я отправил на все доступные конкурсы, и нигде не прошел. Тогда я существенно переписал пьесу: сократил, вырезал лишних персонажей, изменил порядок сцен, дописал новые, и спустя семнадцать редакций она приняла тот вид, который я решился выложить в общий доступ.

Расскажите в двух словах о чем пьеса?

История завязана на обратной индульгенции, когда не человек платит за то, что исповедуется, а человеку платят за то, чтобы он исповедовался. Я назвал это «исповедь монете».

Как актер вы тоже постоянно исповедуетесь, только сцене.

Да, есть такая возможность. И иногда со сцены ты можешь сказать гораздо больше, чем в жизни. При этом самая главная исповедь – это исповедь самому себе: признаться себе в том, что не прав, попросить у себя прощения, быть честным с собой – те правила, которыми стоит руководствоваться в жизни.


Тимофей Мамлин пишет стихи. Увлекается фотографией – снимает черно-белые портреты. Планирует попробовать себя в режиссуре.

Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: Станислав Пятницын

Комментарии (0)

Купить журнал: