Подсвечник Николая II будет представлен на выставке о старой рекламе

Выставка «Рекламы города N» об истории дореволюционной ново-николаевской рекламы откроется в Музее города Новосибирска 11 сентября. Она расскажет, как в Ново-Николаевске боролись за внимание публики с помощью тизерной рекламы и перевернутых объявлений, а также покажет товары, которые продвигали на страницах местных газет.

Посетители увидят рекламные полосы ведущих ново-николаевских изданий – «Народная летопись», «Обская жизнь», «Обской вестник». Рекламные тексты того времени удивляют своеобразием. «Отделение Русско-китайского банка по поручению клиентов продает молотилки». А в «каменный магазин Федора Даниловича Маштакова получены икра паюсная, варшавские кровати, прессованный хмель, духи, мыло и одеколон». Уже в те времена рекламодатели пытались привлекать покупателей распродажами. Например, магазин мужской одежды Маштакова зовет на «распродажу обуви мужской, детской и дамской со скидкой в 20%». Для привлечения внимания это объявление опубликовано в газете перевёрнутым. Само слово «распродажа» тогда использовалось довольно редко, чаще в ново-николаевских рекламных объявлениях это называли «небывалой дешёвкой».

Уже в начале XX века в Ново-Николаевске знали, что такое тизерная реклама. К 1910 году у первого городского кинопрокатчика Махотина появилось несколько конкурентов – кинотеатры «Центральный» и «Одеон». Чтобы удержать клиентов, Махотин запускает тизерную рекламную кампанию на страницах газеты «Обская жизнь». Сначала там выходит загадочное анонимное объявление с угрожающим текстом «Кто изменит – тот будет наказан! Старый друг – лучше новых двух?» В следующем номере публикуется объявление «Терпение! Прошу прощения – скоро будет объяснение», которое снова сопровождается слоганом «Старый друг – лучше новых двух». Дальше Махотин инкогнито продолжает нагнетать напряжение: «Все узнали! А кто не узнает – я скоро объясню». В конце концов на страницах газеты появляется разгадка: «Старый друг, лучше новых двух = синематограф Ф.Ф. Махотина».

В ново-николаевских газетах часто рекламировались предметы быта – посуда, дорогие столовые приборы, мебель, подсвечники. Один из них стал заметным экспонатом выставки «Рекламы города N» – это подсвечник, который, по легенде, Николай второй подарил барону фон Притвицу. Барон был полковником железнодорожных войск, и часто сопровождал императора в поездках по России, в поезде они много играли в шахматы. Николай стал крестным отцом сына барона фон Притвица и подарил ему подсвечник по случаю рождения ребенка. Прямые потомки фон Притвица после революции переехали в Ново-Николаевск и живут в нашем городе до сих пор. Подсвечники, похожие на «николаевский», часто попадали на рекламные полосы городских газет начала XX в.

Гости выставки увидят знаменитый кузнецовский фарфор, женские сумочки, обувь, одежду, портсигары и столовые приборы тех времен. Это товары, которые широко рекламировались в Ново-Николаевске.

За основу дизайна одного из залов взят выставочный стенд Ново-Николаевска на Всемирной выставке в Лионе в 1914 г. Городские власти начали задумывать о брэндинге территории уже в те годы. Как писал городской голова Владимир Жернаков, выставка послужит «устранению причин, стоящих на пути к непосредственному сношению сибирской торговли с заграницей; ознакомление с Сибирью и её городами представителей международного рынка в этом отношении имеет положительное значение».

Отдельный зал отдан немому кино, которое активно рекламировалось в Ново-Николаевске. На проекторе будут показаны фильмы, которые шли в кинотеатрах Ново-Николаевска, в том числе кинотеатра Ф.Ф. Махотина. Зрители увидят дореволюционные мультфильмы Владислава Старевича, фильмы со звёздами немого кино Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. В эксплозии представлены оригинальные экземпляры дореволюционных ново-николаевских книг – «Гамлет» в переводе Констанина Романова и «Евгений Онегин».

Торжественное открытие выставки «Рекламы города N» состоится 11 сентября в 17-00 в Музее города Новосибирска по адресу: ул. Советская, 24. На открытии выставки будет работать дореволюционный граммофон, а также состоится розыгрыш двух пригласительных билетов от кинотеатра «Победа», дающих право посетить один из спектаклей программы «THEATREHD. Летний театральный фестиваль в Победе». Легендарные спектакли в высоком разрешении на экране кинотеатра. Также будут разыграны сертификат на романтический ужин в ресторане «Red House» и сертификат в чайный магазин «Баолинь».

Старт работе экспозиции даст начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии г. Новосибирска Анна Терешкова. В церемонии открытия также примут участие руководители ресторана «Red House», находящегося в историческом здании, в котором в Ново-Николаевске располагались дом купца И.Т. Сурикова, магазин модного платья Фоменко и типография Н.П. Литвинова; по сей день здесь находится станок, на котором печатали ново-николаевскую газету «Народная летопись».

Выставка будет работать до февраля 2016 года. Цена входного «взрослого» билета на выставку – 60 рублей, школьникам и студентам – 50 рублей.

 


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также