18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Елена Машенцева: "Медицина на Ставрополье не отстает от общероссийской"

Кандидат медицинских наук, заведующая «Клиникой семейного врача» подраздела Ставропольского краевого диагностического центра, открыла комплексные семейные программы лечения и вакцинацию от желтой лихорадки, внеся значительный вклад в развитие вакцинации на территории края.

Что отличает семейного врача от рядового специалиста?
По сути, семейный врач – кодовое название для доктора общей практики. Основное его преимущество в том, что он курирует не просто одного пациента, а целые семьи. Кроме того, с помощью такого специалиста можно значительно сэкономить время и средства, не перебегая от одного кабинета к другому и не получая сотни разных назначений. Когда пациент возвращается домой после комплексного обследования у нескольких докторов и разворачивает целые полотна со списками необходимых анализов и медикаментов, у него от увиденного попросту отпадает желание что-либо предпринимать. В результате выполняется максимум пятнадцать процентов от общего числа назначенных специалистом рекомендаций и снижается эффективность лечения. Семейный врач в этом случае облегчает задачу, решая проблемы пациента на первых этапах без вмешательства других докторов. Он может заменить окулиста, отоларинголога, невролога, не говоря уже о гастроэнтерологе и кардиологе. Спектр познаний в той или иной сфере довольно широк. К тому же врач, который курирует не просто одного человека, но и всю его семью, может сыграть на опережение и профилактику, зная о наличии тех или иных наследственных заболеваний. Часто бывает так, что мы предвидим ту или иную ситуацию и как следствие предотвращаем ее появление и дальнейшее развитие.


Семейные врачи довольно близки со своими пациентами. Как вы считаете, где та грань в общении с подопечными, переходить которую нежелательно?
Сложный вопрос, поскольку наши принципы гласят, что пациенты могут звонить и обращаться к нам за помощью в любое время суток, безусловно, при необходимости. Конечно, здесь часто назревает вопрос о воспитании. Люди, которые только начинают работать с семейными докторами, названивают им чаще всего без особого на то повода. Перед нами стоит задача научить пациентов чувствовать грань, дабы избежать лишних звонков в нерабочее время и хоть как-то защитить свое личное пространство. Само собой, в случаях острой необходимости я могу проконсультировать или оказать помощь и в три часа ночи. Для меня это приемлемо. Иногда приходится выполнять функции психолога, как-то даже проговорила с пациенткой до четырех утра. Тонкая психологическая работа и особая чуткость требуется и нашим пожилым клиентам, чьи дети находятся далеко и не имеют возможности заботиться о них ежедневно, передав их в руки опытным профессионалам. Для таких пациентов очень важно чувствовать себя в безопасности и всесторонне защищенными. Куда, в конце концов, звонить несчастной бабушке, если у нее стряслась беда, а рядом никого нет, если не к семейному врачу? Также бывают и неотложные случаи, когда необходимо максимально быстро сориентироваться, вспомнить всю историю болезни человека, а также наследственные особенности его семьи, чтобы суметь оказать нужную помощь и поддержку в кратчайшие сроки. Часто в такие моменты пытаюсь понять по одной лишь интонации, дотянет ли он до моего приезда или все же лучше вызвать бригаду скорой помощи. Словом, определить какие-то жесткие рамки между личным временем и пространством и пациентами удается далеко не всегда и не со всеми.


Известный хирург Федор Углов считал одними из принципов здоровья добродетель и трудолюбие. Как вам кажется, почему?
Безусловно, все взаимосвязано. Когда человек не занимается никаким трудом – ни умственным, ни физическим, он деградирует, теряет свое психическое здоровье. Все, что не используется, то атрофируется. Положите здорового человека на месяц в постель и через тридцать дней получите больного. Это закономерность. Что касается добродетели – она определяет важную составляющую нашего психического равновесия. Если человек не способен делать добро, он никогда не будет полностью здоров.


На сегодняшний день о медицине в России сложились не самые благоприятные стереотипы.
На эту тему я недавно прочла исчерпывающий крик души одного медика. Основная мораль всего его высказывания заключалась в том, что общество само создало такую ситуацию. В СМИ излишне раздувают некоторые моменты, о которых не следовало бы говорить. Все люди, вне зависимости от профессии, совершают ошибки, только вот мы привыкли говорить о них, а не о достижениях. Все это порождает недоверие пациента к докторам, а те, в свою очередь, начинают бояться, за счет чего оступаются в два раза чаще, поскольку невольно перестают верить в собственные возможности. Когда люди перестают доверять свое здоровье докторам, они не соблюдают необходимые меры по сохранению собственного здоровья, и, как следствие, будут менее эффективно излечиваться от болезней. Без доверия нет эффекта. Пациент должен доверять специалисту, а у нас этот фактор, к сожалению, отсутствует.


Отличается ли структура медицины в Ставропольском крае от общероссийской практики?
Медицина на Ставрополье не слишком отстает от общероссийской, разве что мы слегка проседаем в базовых технических характеристиках. Врачи нашего региона обучаемые и желают учиться. Многие наши доктора готовы развиваться, посещая различные семинары и симпозиумы. Проблема в том, что не всегда наши желания совпадают с возможностями. Ввиду острой проблемы с нехваткой кадров попросту не получается оставить рабочее место ради очередной поездки, да и потом это нехило бьет по бюджету клиники. Раньше я выбиралась на обучающие курсы куда чаще, нежели сейчас. К счастью, существует достаточное количество онлайн-программ и конференций. Одна наша сотрудница, например, потратила свой отпуск на прохождение всех доступных курсов и тестов на сервере, о чем сообщила по возвращению на работу с огромной гордостью. Для врача важно постоянно совершенствоваться и приобретать новые знания. Даже если хочешь оставаться на месте, нужно двигаться вперед, как бы парадоксально это ни прозвучало. В медицине каждая, пусть и непродолжительная, остановка – верный путь к большому застою. Этого ни в коем случае нельзя допускать. Тот врач, который не учится, очень быстро сходит с дистанции и теряет свои профессиональные компетенции. Поэтому для медиков нашего края очень важно выделять больше времени на саморазвитие. Мы ничуть не хуже других регионов страны. К примеру, наша клиника одна из немногих в России, где возможно пройти вакцинацию от желтой лихорадки, а за сохранность и температурный режим врачи буквально отвечают головой.


Какая вы за пределами клиники? Чем занимаетесь в свободное время?
Тот небольшой промежуток времени, что мне удается отводить под собственный досуг, я уделяю флористике. Мне очень нравится выращивать цветы – как дома, так и в саду, это своего рода хобби. Также стала увлекаться рукоделию – оно идеально разгружает голову от лишних мыслей и позволяет расслабиться. Испытываю определенную тягу к рисованию, как и многие другие доктора, между прочим. Заметила, что люди, связанные с медициной, часто пишут потрясающие картины. Еще я неплохо шью – в те годы, когда моя дочь была маленькой, детской одежды было не так уж и много, поэтому приходилось шить ей наряды собственными руками.


Передается ли в вашей семье профессия врача из поколения в поколение, подобно семейной реликвии?
Увы, но нет. Хотя, все относительно. Моя дочь психолог – тоже своего рода врач, лекарь души. Да и сейчас внучка стала часто говорить, что хочет стать доктором. Поживем – увидим.

 

Материал из номера:
Июнь

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: