Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия и даете согласие на обработку пользовательских данных и cookies

18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Михалков — и точка.

Не один десяток лет его имя звучит как синоним русского кинематографа и актерского таланта. Омск, предвкушающий звание культурной столицы, встретил легенду и его (не менее легендарный!) спектакль-размышление «12» бурными овациями. И слезами. В эксклюзивном интервью актер, режиссер, сценарист и общественный деятель Никита Сергеевич Михалков рассказал, почему главное – не овации, а тишина, как его «Театральный атлас России» рождает новую культурную волну, а он сам защищает таланты от бездарей и почему Омск – не случайная точка на карте.

Александр Барановский

Начнем с наболевшего! Мы все с нетерпением ждем вашего возвращения в мир полнометражного художественного кино. С момента выхода вашего последнего фильма прошло уже более десяти лет. Планируете ли вы снова взяться за эту масштабную работу?

Да. У нас был хороший сценарий, который мы собирались снимать. «Шоколадный револьвер». Но там многое было связано с Голливудом и из-за всех событий это стало неактуальным. Сейчас мы работаем вместе с Сергеем Минаевым, пишем сценарий. Тему раскрывать я пока не буду, загадывать тоже. Мы работаем. Работаем.

Перейдем к театральным подмосткам. Ваш спектакль «12» пользуется невероятной популярностью и, кажется, является одним из самых гастролирующих. Во-первых, почему именно его вы показываете по всей России и, во-вторых, как вам удается организовывать такие масштабные гастроли?

Мы гастролируем, учитывая интересы тех, куда мы едем. Нас просят привозить спектакль, мы его насильно никому не предлагаем. Он тяжелый, большой, и, конечно, без участия Министерства культуры, без «Росконцерта» и без заинтересованных людей, которые хотели бы, чтобы спектакль был показан, ничего не получилось бы. В Тобольске, Омске, Тюмени, помимо «Росконцерта», Министерства культуры, программы «Большие гастроли», еще в возможности привезти спектакль участвовала компания «Сибур» и фонд Елены и Геннадия Тимченко. Мы давно сотрудничаем, и я должен сказать вам, что очень им благодарен, потому что именно их усилиями, их благотворительностью обеспечивается обучение всех студентов в моей академии.

В спектакле присутствует ненормативная лексика, анекдоты – это ведь не импровизация, а обязательный компонент? Кажется, сначала зритель немножко дергался, а потом привык.

Так и хорошо. Так вообще в жизни. Сначала дергаешься, потом привыкаешь. Тут все нормально. (Смеется.)

Фильм «12» был снят вами много лет назад, в 2007 году, когда еще не завершилась та самая вторая чеченская. Сейчас прошло уже много лет с тех пор. Почему эта тема остается для вас столь важной?

Дело в том, что он важен нам, потому что он важен вам. И если бы зрители не находили в этом спектакле ответов на свои вопросы, то мы бы его и не играли бы, правда ведь? Поэтому, когда вы спрашиваете, чем это актуально сегодня, – тем, что это актуально сегодня не только для нас, но и для вас. Мы в данном случае руководствуемся интересами зрителя.

Кстати, про зрителя. Вы как-то сказали, что аплодисменты можно «нагнать», а вот тишину – невозможно. Как вы считаете, реакция омской публики на «12» может как-то охарактеризовать Омск и его жителей?

Когда я говорю, что аплодисменты можно инициировать, имею в виду клакеров, которые задают тон. А вот тишину и энергию зала, энергию тишины инициировать нельзя. Это или есть, или нет. Притом что я абсолютно убежден, что энергия в зале – это отражение энергии на сцене. В спектакле «12» первый акт я сижу спиной, вижу всех и наблюдаю за ними. Нет ни одной секунды, чтобы хоть кто-то выключился! Они все время существуют. И вот это создание энергии и нагнетание ее на сцену – оно переводится в зал и из зала опять на сцену. Это очень важно.

А если говорить конкретно про омского зрителя?

Омский зритель – очень избалованный и внимательный. Я знаю Омск и люблю его. И я уже был готов к реакции: «А ну-ка, ну-ка...». Мы уже, так сказать, ученые, поэтому делаем свое дело максимально честно. Зритель здесь постепенно включается, начинает в процессе, когда уже познакомился с персонажами, реагировать на реплики. Спектакль – это взаимоотношение сцены со зрительным залом, это жизнь. Мы проживаем три с половиной часа общей жизни. Поэтому слоган спектакля «Про всех и для каждого». С омским зрителем мы совпали! (Улыбается.)

Александр Барановский
Александр Барановский
Александр Барановский

В 2007 году, кстати, вы четко продемонстрировали свое отношение к нашему городу, прервав съемки и приехав на освещение Успенского собора.

Да. Очень значимая цель государства – распределять интерес государства и народа по телу страны. Это принципиально важно. Если в этом году это Грозный, в следующем году Омск, это значит, во-первых, что руководство Омской губернии будет задумываться о дорогах, о фасадах, что очень хорошо. А во-вторых, омский зритель и вообще жители Омской области познакомятся с огромным количеством разного – разных жанров, культурных новшеств. Это и исполнительское искусство, и выставки, и театры, и кино, и эстрада, и так далее.

Так как вы гастролируете со спектаклем-размышлением по всей стране, хочется узнать, насколько по-разному реагируют на него люди из разных регионов?

В течение спектакля реакция в разных регионах абсолютно разная. В средней полосе России зритель включается раньше. Ближе к северу или на Дальнем Востоке, в Сибири – зритель осторожнее: «Посмотрим, чего нам привезли московские штучки. Мы вообще сами с усами». (Улыбается.) Когда мы впервые были где-то далеко от Москвы, увидели, как первый акт вообще без реакций прошел. Говорю актерам: «Ребят, вы просто не понимаете, что происходит». Многие люди сегодня привыкли к антрепризе. Хорошая комедия, четыре медийных актера, два стола, три стула, популярные люди смеются, развлекаются. А когда ты пришел на развлечение и не получил его, возникает вопрос: «Не понял, ой, а чего это?». А вот финальная реакция абсолютно вся одинаковая – это взрыв.

В постановке играют актеры вашего театра – «Мастерской «12» Никиты Михалкова». Как вообще в жизни суперуспешного, оскароносного кинорежиссера вдруг появилась потребность создать театр?

Дело в том, что мой метод в кино – он же театральный, абсолютно. Я не начинаю снимать картину до тех пор, пока как минимум две недели у нас нет репетиционного периода, как в театре. Я в этом смысле придерживаюсь театральной школы. Все-таки я учился в «Щуке» и считаю, что русская театральная актерская школа – лучшая в мире. И это такое лукавство, что в кино это одно, в театре – другое. Ничего подобного. Хорошо делать везде сложно, и в театре, и в кино. Он – театральный актер, он не киноактер – это все неправда! Если режиссер хороший, он из любого сделает актера. Из театрального сделает киноактера совершенно спокойно.

Продолжение интервью у нас в декабрьском выпуске: https://www.calameo.com/read/007888161842b011fa2f4

Текст: Валерия Зубова

Комментарии (0)

Наши проекты

Купить журнал:

Выберите проект: