• Спецпроекты
  • Спецпроекты
Спецпроекты

Проблемы развития малого предпринимательства в Иркутской области»

Подписаться:

Поделиться:

Ни для кого не секрет, что малое предпринимательство является одним из важнейших элементов стабильного функционирования и развития экономики любой страны. Данный сегмент предпринимательства намного быстрее представителей крупного бизнеса реагирует на изменения в предпочтениях потенциальных потребителей, на перестройку рыночной конъюнктуры, на поведение государства в области регулирования процесса функционирования бизнес-среды, а также во многих странах является драйвером различных разработок и нововведений. Высокая мобильность и высокий потенциал в быстрой перестройке бизнес-процессов позволяют компаниям малого бизнеса динамично развиваться, что иногда происходит вопреки условиям их существования в некоторых странах.

В развитых странах малые компании обеспечивают до пятидесяти процентов всего ВВП. В России эта доля значительно меньше: в 2019 г. она составила около 20,6%*. Пандемия коронавируса внесла свои негативные изменения, число представителей малого предпринимательства сократилось на фоне ограничений, вводимых органами государственной власти для сдерживания темпов распространения инфекции. Но снижение объемов ВВП по тем же причинам в целом привело к сохранению вклада малого предпринимательства в формирование ВВП: их доля составила 19,8%*. Такой невысокий показатель обусловлен некоторыми причинами, которые носят структурный социально-экономический характер. И все эти причины вытекают одни из другой, что говорит о том, что
решать их по отдельности просто не представляется возможным.
В первую очередь речь идет о ресурсной ориентированности отечественной экономики. Только ленивый не говорит о том, насколько сильно наша экономика зависит от цен на нефть и спроса на природный газ. Подавляющая часть экономической деятельности так или иначе сфокусирована на добыче, обработке и реализации различных полезных ископаемых. Большая часть экспортируемых товарных групп – это нефть, газ, лес и тому подобные ресурсы. И для того, чтобы заниматься данной деятельностью, у малых компаний зачастую просто не хватает финансовых, трудовых, а главное, административных ресурсов. Такой «перекос» в экономической системе чреват медленными темпами развития, ограничением направлений развития и многими другими сложностями. Казалось бы, именно при помощи развития малого предпринимательства, то есть формирования предпринимательской инициативы среди молодого населения, которое склонно к изобретениям и совершенствованиям, эти экономические проблемы можно было и решить. Но реальность другая. Все меньше людей склонны принимать решение об открытии собственного дела.
Многие люди, у которых возникает желание заняться собственным бизнесом или открыть собственное дело, отмечают наличие высоких административных барьеров. Эта проблема тоже носит структурный характер. По оценкам зарубежных бизнесменов, административные барьеры в области ведения бизнеса в России очень высоки, что по сути является одной из основных причин довольно низкого уровня развития малого предпринимательства, но и высокого уровня теневого сектора экономики. Без сомнения, за последние годы данные барьеры существенно снизились благодаря различным государственным инициативам. Но в сравнении с другими странами их уровень все еще остается довольно высоким. Да и впоследствии, во время ведения бизнеса, административные барьеры также воздействуют на весь экономический фон. И именно наличие высокого уровня регулирования деятельности малых предприятий очень часто отмечается
самими предпринимателями как одна из основных причин отказа от такого вида деятельности и перехода «в найм».
Ну и одна из самых важных причин невысокого уровня развития малого предпринимательства кроется в психологии самих людей, которые осуществляют выбор в пользу работы по найму, а не ведения собственного бизнеса. Дело в психологической склонности к принятию риска и способности нести ответственность не только за собственную деятельность, но и за деятельность других людей. Постоянно проводящиеся социологические исследования только подтверждают факт того, что все меньше молодых и взрослых людей видят возможности для открытия собственного бизнеса и его поступательного развития. Все это происходит из-за растущей экономической нестабильности, постоянного высокого уровня экономической неопределенности, отсутствия реальной поддержки со стороны государства и многого другого.
Перечисленные проблемы не являются исчерпывающими, но, на мой взгляд, носят признак основных. Другие проблемы являются следствием влияния данных особенностей экономической реальности России в настоящее время. Только системное решение всех озвученных выше проблем (при этом это положительно скажется в принципе на всей экономике) приведет к росту числа тех, кто будет заниматься предпринимательской деятельностью. Бум малого предпринимательства, который был в начале 2000-х годов, когда в этом отношении были приняты многие либеральные меры (например, введение специальных налоговых режимов), возможен, но не в существующих условиях.

**[ПРАЙМ. Агентство экономической информации. Электронный ресурс: https://1prime.ru/business]

И именно это является причиной повышенного внимания к проблемам развития малого предпринимательства как со стороны  государства, так и со стороны экономического сообщества. Так, государственная инициатива в развитии среднего и малого предпринимательства выражается в постоянной разработке различных мер поддержки, которые как негативно, так и положительно сказываются на динамике деятельности субъектов. Благодаря  таким мерам поддержки планируется достичь доли среднего и малого предпринимательства в ВВП в размере 32,5%1. Получится или нет достичь запланированного показателя, покажет время, но некоторые попытки государства в области поддержки малого бизнеса можно оценить уже сейчас. Здесь необходимо отметить, что действующие в настоящее время меры поддержки нацелены не на развитие предпринимательской инициативы, а на поддержание существующего уровня развития малого предпринимательства, поскольку оно оказалось в наиболее сложных условиях из-за пандемии COVID-19.
Меры поддержки малого и среднего бизнеса в настоящее время сосредоточены на снижении налоговой нагрузки (в том чис- ле в области взносов во внебюджетные фонды) на деятельность и обеспечении компаниям доступа к дешевым заемным ресурсам. Другими словами, сейчас реализуемые меры направлены на сохранение существующих компаний, тогда как меры в отношении развития предпринимательской инициативы в сложившихся условиях практически не предпринимаются. Ходят слухи, что правительство планирует в ближайшее время принять пакет мер, в котором предусмотрены дотации на открытие собственного дела для молодых предпринимателей. Но пока эти меры не утверждены, нельзя с уверенностью говорить о том, что государство вновь возвращается на путь развития малого предпринимательства.

Роль малого предпринимательства в развитии всей страны и отдельных регионов переоценить невозможно. Малое предпринимательство обеспечивает насыщение рынка различными товарами, работами и услугами и обеспечивает удовлетворение потребностей населения в тех отраслях, которые, как правило, не интересны крупному отечественному бизнесу. Так, доля организаций сферы торговли и оказания услуг населению от всей совокупности субъектов малого предпринимательства в Иркутской области в 2021 г. составляет 27%, организаций сферы строительства – 13%, организаций сферы транспортировки – 7%, организаций в сфере недвижимости – 7,5%2, что в совокупности составляет более 50%. На все остальные сферы, которых значительное множество, приходится менее 50%. Широкий спектр видов деятельности, которыми занимаются мелкие предприниматели, обеспечивает удовлетворение потребностей населения.
Также малое предпринимательство обеспечивает обслуживание крупного бизнеса в тех сферах, которые не включены в спектр их деятельности. Это позволяет крупным компаниям полностью фокусироваться на развитии собственной деятельности. Другими словами, без услуг и работ, которые, как правило, оказывают малые компании, развитие крупного бизнеса может осуществляться не столь высокими темпами.
Помимо этого малое предпринимательство обеспечивает рабочие места для населения, вне зависимости от уровня их квалификации и опыта. Не является секретом, что большая часть вчерашних выпускников средних профессиональных и высших учебных заведений начинают свою карьеру именно в малых компаниях. И накопленный опыт позволяет им впоследствии претендовать на должности в крупных компаниях и корпорациях.
Роль малого предпринимательства в развитии социально-экономической сферы не ограничивается перечисленными позициями. Но именно они свидетельствуют о том, что развитие малого предпринимательства должно являться одним из основных направлений деятельности органов государственной власти в современных условиях. При этом его развитию должно уделяться внимание не только на региональном, но и на федеральном уровне. И нужно учитывать, что проблемы развития малого предпринимательства в целом похожи в разных регионах, что позволяет рассуждать об этом в одном ключе.
Учитывая значимость малого предпринимательства, необходимо четко разбираться в его проблемах. Рассмотрим проблемы, с которыми систематически сталкиваются малые компании в процессе осуществления своей деятельности. Данные проблемы являются далеко не единственными, но, на мой взгляд, особо
сильно выделяются на фоне всех остальных. На мой взгляд, в настоящее время малые компании сталкиваются со следующими проблемами в своей деятельности: сложности в привлечении клиентов; высокая стоимость заемного капитала при необходимости его использования; сложности в конкурентной борьбе. Рассмотрю их более подробно.
Первая из выделенных проблем является неотъемлемой частью самого факта осуществления предпринимательской деятельности. Предпринимательство само по себе представляет собой осуществление деятельности по извлечению прибыли, что возможно только при определенном уровне клиентской лояльности. И в настоящее время борьба за клиентов является не только основной задачей предпринимателей, но и основной проблемой, с которой они сталкиваются со временем. Сейчас объясню, что имеется в виду в данном случае. В момент открытия компания уже заранее ориентируется на определенный круг потенциальных
потребителей, которые, как правило, сегментируются по различным признакам. Чаще всего признаками сегментации выступают: ценовой сегмент, место жительства, круг интересов, возраст. В зависимости от вида деятельности ориентирование на потребителя может быть как по одному признаку, так и по нескольким.
Но сколько бы признаков ни выбиралось предпринимателем, со временем при условии успешной деятельности достигается «потолок» в охвате выбранной категории клиентов. В результате предприниматель оказывается в так называемом «замкнутом круге». То есть что бы он ни делал для развития собственного
бизнеса, он не может увеличить собственные объемы деятельности без охвата других категорий потенциальных клиентов. И в этом случае ему остается небольшой выбор: либо продолжать осуществлять деятельность без изменения масштабов, либо искать пути завоевания новых потребительских сегментов. При выборе первого пути рано или поздно компания подойдет к своему логическому завершению – перестанет существовать как экономический субъект, поскольку без развития невозможно долго осуществлять деятельность в современных рыночных условиях. Выбор второго пути означает для небольшой организации необходимость осуществления инвестиционных вложений. Инвестиции необходимы для осуществления мероприятий, реализация которых, по мнению предпринимателя, может привести компанию к новому витку развития. В этих рамках могут быть разработаны и реализованы различные мероприятия: от маркетингового исследования и запуска новой рекламной кампании (что практически всегда выливается в довольно крупные финансовые затраты) до приобретения нового оборудования (что очень часто по стоимости сопоставимо с открытием нового вида деятельности). 

 

1[ТАСС. Агентство новостей. Электронный ресурс: https://tass.ru/ekonomika]
2[Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области. Электронный ресурс: https://irkutskstat.gks.ru/storage]

Многие могут поспорить и заявить, что описанная нами ситуация не должна являться для предпринимателя проблемой, поскольку это просто часть его деятельности. Но если разобраться, то именно из-за возникновения такой ситуации  многие небольшие компании уходят с рынка, что по итогу становится проблемой в области развития малого предпринимательства как в отдельном регионе, так и во всей стране.
Решение такой проблемы лежит не в области ответственности государства, а в области ответственности самих  предпринимателей, как отдельных личностей, так и целых сообществ. Речь идет о разработке различных инструментов развития бизнеса, совершенствовании бизнес-процессов, повышении эффективности управления и многих других действиях, которые могут быть взяты на вооружение различными предпринимателями при развитии собственного дела.
Еще одна проблема, с которой систематически сталкиваются отечественные предприниматели, – это высокая стоимость заемного капитала. Многие мелкие предприниматели совершенно справедливо считают, что в процессе осуществления деятельности лучше не пользоваться заемным капиталом.
Во-первых, при его использовании создается дополнительная финансовая нагрузка. Во-вторых, появляются или увеличиваются финансовые риски при привлечении банковских кредитов. В-третьих, заемный капитал всегда снижает финансовую устойчивость и стабильность любой компании, ограничивая запас ее финансовой прочности в перспективе. Но не все компании осуществляют деятельность в идеальных условиях (когда осуществляемая деятельность полностью находится на самофинансировании) и вынуждены использовать услуги банков. Конечно, сейчас в стране действует льготное кредитование для малого предпринимательства в рамках реализации национальной поддержки. В рамках этой поддержки государство софинансирует кредиты, выдаваемые отечественными банками. Если получать кредиты в рамках данной программы, то их стоимость составляла на начало 2021 г. около 7% годовых. Привлекательная ставка, не спорю, особенно на фоне потребительских кредитов под 15% годовых. Но тут есть два нюанса. Не все субъекты малого предпринимательства могут попасть в эту программу. И на фоне повышения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки сразу на 1 п.п. кредиты для малого бизнеса начнут дорожать. Примерно стоимость заемного капитала для мелких предпринимателей при условии попадания в программу государственного софинансирования банковских кредитов будет на уровне 8-8,5% годовых. Казалось бы, не совсем ужасная цифра. Но здесь есть существенное «но». Если смотреть на все мелкие компании в среднем (без учета вида деятельности и индивидуальных особенностей функционирования), в самом идеальном случае операционная прибыль (прибыль до выплаты налогов и процентов по используемым кредитам) таких компаний составляет 10%. Путем простых арифметических расчетов получаем, что после обслуживания заемного капитала и выполнения своих обязательств перед государством чистая прибыль у компании в лучшем случае будет составлять 1-2%. Каким образом можно говорить о развитии бизнеса при наличии столь ограниченных финансовых ресурсов.
Решение данной проблемы не является одномоментным и не может быть осуществлено только при одном желании государства. В первую очередь решение данной проблемы лежит в области решения проблем денежно-кредитной политики, что возможно только при систематическом изменении самой структуры отечественной экономики. Конкурентная борьба тоже, по мнению многих, является самой сутью осуществления предпринимательской деятельности и неизменно сопутствует всей деятельности мелкой компании. Не согласиться сложно, но при этом стоит понимать, что в настоящее время конкурентная борьба в России не является как таковой в классическом смысле слова. В теории конкурентная борьба обеспечивает справедливое развитие рынка, гарантируя справедливые цены на товары, работы и услуги для потребителей. В реальности же конкурентная борьба приобретает не совсем благопристойный вид. Сейчас борьба идет не за счет улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг, а за счет так называемых «вбросов» в интернете. То есть в рамках сети организуется кампания по дискредитации конкурентов, которая зачастую не имеет под собой реальных оснований.
Решение данной проблемы возможно только в рамках развития общего уровня предпринимательской культуры всего предпринимательского сообщества, что не регулируется никакими органами государственной власти. Только сами предприниматели могут осознанно делать выбор в пользу честной конкурентной борьбы.
Многие эксперты в области предпринимательства выделяют еще множество проблем, с которыми сталкиваются компании в настоящее время. Сложно спорить, что порой высокая зарегулированность бизнеса ведет к сложности его ведения, но при этом стоит учитывать, что полностью не контролируемая со стороны государства деятельность рискует нанести больше вреда, чем пользы. Многие предприниматели считают, что проблемой является высокий уровень контроля органов власти, выражающийся в большом количестве отчетов и деклараций. Но в противном случае, если сократить отчеты, как государство будет оперативно выявлять неплательщиков? А как известно, налоги являются основой функционирования бюджетной системы. Такую дискуссию можно продолжать бесконечно. Но неизменными останутся описанные выше три системные проблемы, с которыми могут столкнуться предприниматели в своей деятельности в сложившихся реалиях.
Но наличие этих проблем не должно быть причиной отказа от занятия предпринимательской деятельностью. Предпринимательство при свободном рынке и капитализме слишком привлекательно, чтобы у способных к этому занятию людей не возникло желания открыть собственное дело и стать независимым от крупных корпораций.

Текст: Александра Поблинкова

Материал из номера:
Август/ Сентябрь 2021
Ваш город
Иркутск?
Выберите проект: