• Спецпроекты
  • Спецпроекты
Спецпроекты

Снова в школу? Альтернативные варианты образования

Подписаться:

Поделиться:

Рукой подать до времени школьных распродаж и сезона закупа новых тетрадок, а что если в школу возвращаться совсем не хочется? Изучили варианты альтернативного образования и опыт тех родителей, которые решили, что с муниципальной школой им не пути. Спойлер: аттестацию сдавать все равно придется.

Как оказалось, покинуть школу, не так и сложно. Обо всем можно договориться, а дальше уже наступает ответственность родителей. Только вот переложить ее на классного руководителя или директора школы уже не получится, будущее детей - в руках каждой отдельно взятой семьи. Редакция поговорила с тремя мамами, которые выбрали для своих детей нестандартные школы и с несколькими мамами, кто учит детей дома. Кто-то решает проблему социализации ребенка с помощью кружков, кто-то находит клуб единомышленников. Как выяснилось, вариантов множество, выйти из системы не страшно, было бы желание.

Ксения Дронова, директор информационного агентства "Телеинформ"

 

Каждый раз, когда я думала о выборе школы, глядя на подрастающую дочь, у меня начинался приступ уныния. Мысли о прописях, школьной форме, учебе по субботам, дневниках, классных журналах, оценках.. о том, что больше не будет никаких семейных поездок на природу в выходные, о том, что, придя вечером домой с работы, я буду вынуждена делать уроки с ребенком… все эти мысли вызывали желание выйти в окно.

Пришло понимание – я не хочу связываться с классической школьной системой. В то же время дочка лес с пяти начала заваливать нас с мужем поделками. Творчество буквально переливалось через край. В последний год детского сада мы были вынуждены признать очевидное – нам нужна Вальдорфская школа. Было очень страшно, ведь вокруг нее столько мифов. Начала добывать информацию, читать о вальдорфской системе, узнавать о ней у знакомых, искать выпускников иркутской школы. Оказалось, что это целый мир, бездна информации, которую можно изучать десятилетиями.

Попасть в Вальдорфскую школу не так-то просто. Отбор проходят не только дети, но семьи будущих учеников. Для начала, родителям нужно посетить 10 специальных лекций. На них рассказывают об особенностях системы образования, как проходят уроки, строится учебный план, об истории школы, отвечают на вопросы, развенчивают мифы. Затем ребенка можно записать на собеседование. Дети проходят его группами. Если все хорошо, то и родителей приглашают на беседу, которая длится достаточно долго. Учебный план Вальдорфской школы очень сильно отличается от классического.

Здесь нет нагромождения разных предметов в распорядке дня школьника. Предметы изучаются эпохами или темами. Одна неделя может быть посвящена русскому языку, другая – математике. Есть главный урок, который длится полтора часа, во время которого дети играют на флейтах, читают стихи, строят башни из скамеек и лазят по ним. Кстати, у первоклашек нет парт – дети сидят во время урока на подушках, набитых опилками. В школьное расписание обязательно входит прогулка, завтрак, обед, подвижные игры (альтернатива физкультуре), музыка, уроки рукоделия (все первоклашки учатся вязать и вышивать), английский и немецкий языки. Каждую неделю – поход в лес вместо уроков, даже зимой. Огромное значение имеют сезонные праздники, к ним готовятся всей школой.

Оценки в Вальдорфской школе не ставят. Предполагается, что ребенок должен учиться оцениваться себя самостоятельно, сравнивать себя сегодняшнего с собой вчерашним, а не опираться на мнение других.

Родители очень активно участвуют в жизни школы. Нормально, если папа ребенка днем в будний день едет в школу, чтобы строгать со своим первоклашкой меч к осеннему празднику. Лично я с удовольствием участвую в школьных родительских спектаклях. Многие делают поделки или выпечку к школьным ярмаркам. Конечно, все это добровольно, родители не ходят здесь строем. Но чаще всего атмосфера семейной школы затягивает всех, ведь здесь собираются единомышленники, не просто так существует такая строгая система отбора. Вальдорфские родители – это особый тип людей.

Часто меня спрашивают, сдают ли выпускники школы государственные экзамены. Это официальная школа, имеющая аккредитацию и все необходимые документы. Разумеется, все выпускники Иркутской вальдорфской школы сдают и ОГЭ, и ЕГЭ и прекрасно поступают в вузы. Другой вопрос, что чаще всего они выбирают творческие направления. Нас иногда спрашивают, куда же поступит наша дочь после обучения в этой школе. Мы не знаем. Но одно можем сказать наверняка: она поступит туда, куда захочет сама, потому что будет уметь прислушиваться к себе, а не ориентироваться на мнение окружающих.

Василина Абу-Навас, руководитель АНО культурный центр нравственного развития "Познание"   

 

Будем говорить не про школу, а именно про систему образования (СО), потому что все-таки школы и СО – это немножко разные вещи. В классической СО есть установленная государством программа, которую ребенок должен усвоить за конкретное количество часов и в определенном объеме и сдать аттестацию по итогам пройденного материала. При этом никого не интересуют наклонности ребенка и его желание. Установили, что так сделать надо – и он шпарит. Образно говоря, ребенку просто открыли мозг и накидывают туда информацию, утрамбовывают как в чемодан. И люди потом после школы долго ищут себя, потому что они привыкли жить по указке, по какой-то установленной программе. И поэтому много депрессий, выгораний, суицидов, потому что встречи с собой так и не случилось.

Альтернативная СО предлагает другой подход – мы идем за ребенком и за его интересами. При этом почти невозможно сдавать аттестацию со школой год в год. Альтернативное образование – это когда мы идем в темпе ребенка, отвечая на его вопросы и наблюдая за ним. Упор идет на раскрытие качеств ребенка, и чтобы он сам определял свои интересы, планировать учился, самоопределился. Основная задача – это самоопределение личности, и когда это происходит, ребенок сам понимает, про что он. Интересов же много у детей: танцует, рисует, готовит, на руках учится стоять. И через это он находит себя и свой интерес. И потом он очень быстро схватывает программу. Вообще школьная программа достаточно небольшая, ее можно пройти за 1-3 года, в зависимости от темпа и скорости ребенка. В альтернативной системе образования нет такого, что сейчас садишься делать уроки или что-то другое. Например, моей дочери Стасе 12 лет, она поставила себе цель — выучить корейский язык, сама им занимается. Никто при этом над ней не стоит, я вообще не знаю, что она делает. Приходит время от времени и хвастается своими достижениями. Дочь Рада у нас увлечена гимнастическим штуками. У каждого есть свое любимое занятие, потом к 9 классу аттестации сдаются. Раньше можно было просто в 9 класс прийти и сдать всю аттестацию.

Для нас с мужем важно, чтобы дети не были запрограммированы кем-то или чем-то, для нас важно, чтобы они нашли себя и были счастливы. Наша точка зрения: счастливые люди делают мир счастливее. А те, которые шли по программе, себя счастливыми сделать не могут, не говорят уже о женах, детях, мире вокруг. Очень много потом рождается дефицитного мышления, зависти, конкуренции и других непотребных штук. Вторая категория – это те, кто боится СО. Вообще современная СО – это бессистемная информационная штука, потому что я, как человек ученый, когда села несколько лет назад составлять для своего ребенка программу, была поражена, насколько это размазано и бессистемно.

Я не вижу минусов альтернативной системы образования. Про аттестацию я коротко сказала – сдается, как и всегда. Это может быть школа возле дома, если там отношение выстроены, дистанционная платформа, сейчас с этим проблем нет. Сейчас во всех городах страны есть клубы семейного образования, альтернативные школы. Мы скоро из школы выйдем на конфессиональный уровень, уже набираем школу, но там классика. Альтернативные способы преподавания, но обучение по классическому плану.

Изменить системе изначально было страшно. Есть же программа установленная. Перед тем, как детей завести на альтернативку, я изучила мировой опыт, нашла единомышленников по всему миру, книг очень много перечитала, обучение прошла, юридически подковалась, и страх исчез. И все хорошо.

Мария Перевозникова, со-основатель и руководитель школы «Космонавтов» 

Наша школа «Космонавтов» существует больше трех лет. Она может дополнить классическую школу или какую-то другую. Поначалу мы намеревались восполнить образовательное содержание. Мне кажется, при среднем количестве детей в классе в 35-45 человек о нормальном уровне образования никакой речи идти не может. Начали с контента, находили тренеров и преподавателей, которые основные предметы брали на себя. Сейчас у нас остались английский язык, олимпиадная математика и олимпиадное программирование.

Было страшно изменить классической школе. На созревание у меня, детей, семьи ушло около двух лет. Около года назад мы приняли решение, что уходим со школы на индивидуальный трек. С началом пандемии, когда все ушли на дистант, в принципе надобность в этом отпала. То есть дети просто сдавали какие-то тесты, домашки, но школу при этом не посещали. И это было нормально. Сейчас дети у меня ходят в школу примерно 50% от общего времени, потому что старшие занимаются балетом, а сын футболом. Много времени уходит на конкурсы, выступления, фестивали. И всегда есть какая-то справка о том, почему ребенок отсутствует в школе.

Такие школы, как наша, выбирают те родители, которые осознают ответственность за образование своего ребенка. Исторически многие живут так: отдали ребенка в 8 утра в школу, в 14 забрали и все, у него сложилось образование. Ну так это не работает. Если ты в 8 отдал и в 14 забрал, и ты не понимаешь, что там происходит, как его воспитывают, это уже не так. Образование и воспитание работает только в связке педагог-ребенок-родитель. Я не скажу, что родитель должен активно общаться с педагогом, но предполагается участие родителя именно в собственном самообразовании и саморазвитии. Если ребенок в школе учится читать и решать примеры, а приходит дома у него только телек или компьютер постоянно, то образование сводится к нулю.

Есть, конечно, перекосы. Они сами постепенно отходят. Наша задача в школе «Космонавтов» – создать здоровое родительское сообщество. У нас проходят родительские практикум, родительские площадки, совместные выходы детей с родителями, встречи с духовными лидерами. Они, кстати, вызвали шквал комментариев в моих социальных сетях. Есть еще просмотры фильмов, встречи с известными людьми, которые достигли успеха. Есть еще летние программы.

Сейчас отказ от школы - не проблема. Родители, которые хотят уйти в альтернативную школу, могут оформить юридическое семейное образование. Затем договориться с какой-то не очень рейтинговой школой, на окраине города об официальной аттестации раз в четверть или раз в год и успешно сдавать эту аттестацию.

Инна Миронова, магазин «Переплет» 

Ребёнок у нас сложный, он требует много внимания и прямо скажем индивидуального подхода, не всякая школа готова это дать, даже Вальдорфская. Школа не знает, как работать с детьми с разными психологическими проблемами, и не хотят ничего для этого делать. Соответственно, к четвертому классу мы устали от постоянных жалоб на поведение сына. Хотя я понимаю и знаю, что у него нет каких-то особо сложных проблем, просто нужен подход адекватный его состоянию. Дома учиться было с одной стороны несложно, но пришлось нагонять все что он не понял за три года. Кроме того, мы с "русским языком" сами не справились, отдали на аутсорс. В следующем году хочу отдать и математику, себе оставить только «гуманитарщину» и добавить языковую школу. По большому счету, аттестацию до 9 класса можно не сдавать (по закону) но обычно школы требуют (мы сдавали дистанционно ВПР по математике и русскому).

Оформить семейное обучение несложно: оба родителя, ну или сколько их там в наличии, должны приехать в отдел образования и написать соответствующие заявления. Плюсы СО: ты понимаешь каков уровень знаний ребёнка, регулируешь ему нагрузку, выбираешь чему его учить по большому счету. Ты можешь дать больше, есть возможность привлекать интересные онлайн-ресурсы в поддержку, есть свобода выбора времени кружков, секций и прочего, отсутствие стресса, связанного с чувством вины за то, что твой ребёнок какой-то неподходящий. Минусы: нужно много терпения, времени и денег. У меня пока нет амбиций на поступление в ВУЗ, а дальше посмотрим.

 

Юлия Баландина, генеральный директор ББК 

Мы находимся на альтернативном или семейном образовании, не приписаны ни к какой школе, и аттестацию можем сдавать в образовательных центрах или, как мы выбрали, в муниципальной школе. Оформить его несложно: приходим в Министерство образования и пишем заявление на год или на три о том, что мы изымаем ребенка из системы образования и обязуемся сами обеспечить ему обучение. Сами определяемся в педагогах, предметах, количестве часов. Без согласования с кем-либо. Единственное, что нужно – сдавать аттестацию, но система довольно гибкая. Мы определились о промежуточной аттестации два раза в год, потому что это некий навык организации процесса, и договорились с муниципальной школой, где очно отучились до 5 класса. На момент сдачи мы подписываем договор со школой, они нас зачисляют в контингент школы, принимают аттестацию и снова выписывают. Сейчас Лиза получила аттестат, у нее английский и русский сданы с максимальным баллом, математика на 4. ОГЭ мы сдавали со школой.

Мы начальную школу закончили коммерческую, у нас был хороший опыт открытого общения, настоящего обучения детей в коллективе. И когда мы пришли в 5 класс и поняли, что вынуждены задваивать обучение – с утра школа, вечером – репетитор. Тогда зачем такое обучение, если нашему ребенку нужен индивидуальный подход? . Я подбираю нового педагога в зависимости от появления нового предмета.

Скажу осознанно и честно – я не вижу минусов. С 6 класса, пытаюсь нащупать этот минус, понять, не ошиблась ли я. Наблюдаю за ребенком, спрашиваю ее, предлагаю выйти в школу, говорит: нет. Если говорить о косвенном минусе – это социализация. Почему мы, взрослые с вами люди, выбираем общество, с которым общаться, а нашим детям этого выбора не даем и просто отправляем в общество, которое не очень простое, разношерстное. Возможно хотелось бы чуть больше ровесников рядом.

 

В какой-то момент я поняла: мой ребенок – взрослый. В первую очередь в своих подходах к работе. В какой-то момент перестала вообще контролировать процесс, кроме аттестации. Ребенок очень взросло стал рассуждать, получил в речи обороты интересные, имеет свое, аргументированное мнение. Порой я уже учусь у нее чему-то. Н

Когда в школах ввели дистант, я наблюдала за своими подругами, которые жили в полном хаосе. Дети скатились по учебе, не работал интернет, не включался зум. Мы как учились, так и учились. Потому что семейное обучение позволяет учиться там, где и когда удобно. В пандемию мы не остановили ни один предмет, включая балет, занимались по скайпу. И еще я ценю нормальный график жизни. Мой ребенок встает выспавшись, спокойно завтракает, учится, нет какой-то гонки. Учителя математики, физики, химии имеют виртуальные доски. Мы учились, находясь в Европе, Корее и у нас не стоит вопрос о том, прерывать учебу из-за отпуска или нет. Это кайф.

Этот год меня очень порадовал. Как бы все ни ругали ОГЭ и ЕГЭ, это оказывается серьезным инструментом для проверки знаний. И поскольку мы пошли неклассическим путем, я переживала перед ОГЭ, но результаты нас очень порадовали.

Текст: АЛЕКСАНДРА ПОБЛИНКОВА

Ваш город
Иркутск?
Выберите проект: