Гадания на Таро, обсуждение гороскопов и медитация на кристаллы плотно вошли в повседневность. Почему эти практики оказались популярны у феминисток?
Начнем с того, что все эти штуки, считающиеся сейчас нерациональными, когда-то не были кринжем. Например, в Древней Греции даже существовал институт прорицания. К оракулу любили обращались по самым важным государственным вопросам, его ответ в то время считался божественным знанием. Но с приходом христианства репутация оракулов заметно пошатнулась. А в Новое время и вовсе утверждается рационалистический взгляд. Этот поворот окончательно исключает магию и гадание из официального дискурса. В отношении них теперь используются слова «эзотерика» и «оккультизм». Обе эти практики считаются лженауками, а знания, полученные такими путями, — тайными и субъективными.
Феминистская философия науки критикует такое противопоставление рационального знания иррациональному, указывая на его гендерную подоплеку: рациональное, оно же мужское, становится позицией власти и силы. Согласно фем-исследовательницам, прямым последствием андроцентричной научной парадигмы является не только гендерный дисбаланс в науке (нам известно совсем немного женщин-ученых в сравнении с их коллегами мужчинами), но и оскудение научного метода. Концентрация на «объективности» научного знания также активно критиковалась в ХХ веке.
Ни для кого не секрет, что феминистки любят использовать образ ведьмы. Многие активистки и исследовательницы полагают: у эзотерических и духовных практик есть освободительный потенциал.
Еще один освободительный элемент эзотерических и духовных практик — возможность психологического контроля над ситуацией. Маги, ведьмы и целители преследовались официальной религией, так как брали на себя функцию людей, непосредственно влияющих или дающих обещание повлиять на положение дел. Своим примером они показывали, что можно самостоятельно решать свои проблемы, а не уповать на милость Бога или его проводника — священника. Подобная самостоятельность не нравилась не только церкви, но и государству, которое стремилось стандартизировать и взять под единоличный контроль медицину и земледелие. Неслучайно магические практики набирают особую популярность во времена политической неопределенности — в России их расцвет пришелся на 90-е годы, востребованы они и сейчас. Яркий пример попытки присвоить себе агентность и контроль в напряженной политической обстановке — многочисленные расклады Таро на ближайшее будущее страны в TikTok и YouTube.
Терапевтическая функция Таро и других эзотерических практик — еще одна причина их растущей популярности. Таро как система богата архетипами. Существует даже особое юнгианское Таро, разработанное для рефлексии через архетипические образы. Таро не только испытывает на себе влияние разных психоаналитических систем, но и активно внедряется в психотерапевтическую практику. Некоторые терапевты, вдохновившись Таро, используют особые карточки с абстрактными словами или ситуациями. Образность таких карточек помогает клиентам выразить то, что сложно или стыдно передать словами.
Не всегда терапевтический эффект Таро и других практик обусловлен сложными теоретическими концепциями. Часто люди просто интуитивно используют их для саморефлексии. Например, концепция натальной карты, согласно которой у каждого есть индивидуальные положения планет в знаках (например, Меркурий в Овне или Марс в Близнецах), позволяет удобно концептуализировать сильные и слабые стороны своей личности. Так, эмоционально отстраненный человек со страхом привязанности может описать свое поведение как проявление «типичной Венеры в Водолее».
Это не значит, что астрология должна использоваться как оправдание собственных недостатков и ошибок. Но она может помочь осознать проблему, принять себя и понять, что ты не одинок. Терапевты спокойно относятся к использованию клиентами различных символических систем для самоанализа, если это не приносит им вреда.
Комментарии (0)