18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

«Барбенгеймер». Главное культурное явление этого года

20 июля 2023 года точно должно войти в историю кинематографа. В этот день в мировой прокат вышли два наиболее ожидаемых фильма года – «Барби» и «Оппенгеймер». Они уже вошли в тройку самых кассовых лент года, а «Барби» вообще побила рекорд студии Warner Bros., которая выпустила фильм, и обошла по сборам даже последнюю часть «Гарри Поттера». Эти фильмы повлияли на мировые тренды и подняли сложнейшие темы истории, современной политики, культуры и этики. И даже породили отдельный феномен – «Барбенгеймер».

Премьера в один день: конфликт?

Уже само то, что оба очень ожидаемых фильма, снятых в кардинально отличающихся (на первый взгляд) жанрах и представляемых двумя киногигантами (Warner Bros. и Universal Pictures), вышли в один день, породило массу обсуждений, догадок и даже теорий заговора. Ведь чаще случается совсем наоборот: подобного рода ленты стараются выпускать в разное время, чтобы не случилось, как сказал один аналитик, «каннибализации аудитории».

Причиной, по всей видимости, послужил конфликт двух студий. Дело в том, что еще в 2020 году эту дату в США заняла студия Warner Bros., но для другой картины – мультфильма «Койот против „Акме“». В следующем году Universal Pictures объявила, что в этот же день выпустит «Оппенгеймера». В принципе, конфликта не должно было возникнуть, поскольку мультфильм был не самым ожидаемым и не равнялся с картиной Кристофера Нолана (режиссера «Оппенгеймера»). Но через некоторое время Warner Bros. внезапно заявила, что «Барби» выйдет 20 июля, т.е. в один день с фильмом Нолана. Журналисты предположили, что виной всему разногласия студии с режиссером «Оппенгеймера», который изначально собирался снимать свою картину на Warner Bros., но затем он отказался от этой идеи из-за конфликта со студией и объявил, что его фильм будет распространяться Universal Pictures.

Или теория заговора?

Однако, как ни странно, никакой отрицательной реакции это не вызвало. Актеры обеих лент и голливудские звезды призывали посетить и тот, и другой фильм и сами стали постить в своих соцсетях фотографии около афиш «Барби» и «Оппенгеймера». Этот казус, связанный с датой выхода, породил не только отдельный культурный феномен – «Барбенгеймер», но и целую теорию заговора. В Сети распространилась идея, будто выход двух фильмов, один из которых – про прекрасный розовый мир, а другой – о разработке и испытании ядерной бомбы, в один день – это решение политиков и «мирового правительства». Согласно этой теории заговора, они стремятся через такое сочетание несочетаемых лент убедить население в безопасности ядерного оружия и, в дальнейшем, начать новые разработки и испытания. Конечно же, как и любая подобная теория, эта идея ничем не подкреплена, кроме факта выхода двух фильмов в один день.

Два в одном

«Барбенгеймер» (у нас еще можно встретить вариант «Барбигеймер») как феномен 2023 года тоже точно должен войти в историю культуры. По всему миру до выхода лент и во время проката в аккаунтах пользователей соцсетей выходило огромное количество мемов, обыгрывающих выход в прокат «Барби» и «Оппенгеймера». Фанаты создали множество афиш «Барбенгеймера» и даже выпустили трейлеры и тизеры несуществующего фильма. Но и по отдельности фильмы вызвали вирусную реакцию. Думаем, вы уже встречали Reels, видео в ТикТоке и картинки в ВК с Райаном Гослингом (речь не про «Драйв»: Гослинг сыграл Кена) и Марго Робби (исполнительница главной роли Барби) или с Киллианом Мерфи (да, мы не про «Острые козырьки», благодаря которым он стал популярен, а про «Оппенгеймера», где он сыграл главного героя).

Микеланджело и Chanel

Фильмы не только оказывают влияние на нашу действительность, но и сами – продукт современной культуры. Например, «Барби» – классический фильм с элементами постмодерна и даже метамодерна. В частности, в нем огромное количество культурных отсылок и пасхалок из других произведений искусства. Конечно же, мы не будем говорить, в каких конкретно моментах эти моменты проскальзывают, чтобы случайно не выдать спойлер, но просто их перечислим. Загибайте пальцы: Марсель Пруст, «2001 год: Космическая одиссея» Стенли Кубрика, «Волшебник страны Оз» 1939 года, «Сотворение Адама» Микеланджело, гора Рашмор с барельефами американских президентов, «Поющие под дождем», Chanel, «Матрица», «Гордость и предубеждение» и Колин Ферт, «Крестный отец» и т.д. А еще в фильме очень много отсылок и к миру Барби, знакомому, наверное, почти каждому, – от игрушечных домиков без четвертой стены и больничек до нарядов знаменитой на весь мир куклы. Кстати, почти все герои и героини Барби имеют реальных прототипов – кукол, создававшихся на протяжении всей истории бренда и самой компании Mattel.

С «Оппенгеймером» сложнее, потому что он снят в более классическом стиле и представляет собой байопик, а в этом жанре делать отсылки к культурным феноменам трудновато. Однако сама история Роберта Оппенгеймера – это уже отдельная историческая и культурная отсылка. Но что интересно: сам фильм не является сугубо историческим и повествовательным и даже не имеет такой задачи. Режиссеру хотелось показать историю ядерной бомбы с точки зрения самого изобретателя и главного героя фильма в исполнении Киллиана Мерфи. Поэтому фильм не совсем последователен, а в самом сюжете как бы два мира – реальный и мир через призму взгляда Оппенгеймера.

В общем, оба фильма стали важнейшим культурным явлением 2023 года и точно войдут в историю кинематографа. Их стоит и смотреть, и анализировать, и сопоставлять. Потому что в них еще очень много и отсылок, и намеков на современность, и посылов про наше настоящее и будущее.

Информационный обзор редакции 

Текст:  Кирилл Кузьмин

Комментарии (0)

Купить журнал: