18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Первая пятилетка: Ольга Бронштейн о жизни галереи

Пять лет искусства в нашем городе. В свое время Галерея Виктора Бронштейна задала новый формат светских мероприятий, культурного досуга и семейного отдыха. О главных уроках и выводах пяти лет – в нашем материале.

Один из десяти лучших российских музеев современного искусства – Галерея Виктора Бронштейна отмечает юбилей. За пять лет она представила публике шестьдесят выставочных проектов и стала площадкой для единственной в мире постоянной экспозиции работ Даши Намдакова. Редакция поговорила с директором галереи Ольгой Бронштейн о том, как без опыта организовать галерейный бизнес, почему музей – это не только картины, и как случается, когда искусство становится потребностью.

Ольга Бронштейн: "Обстоятельства меняются, искусство остается".

Ольга Бронштейн: "Обстоятельства меняются, искусство остается".

Каким был день открытия Галереи Виктора Бронштейна?

Я отчетливо помню подготовку к нему. Мы открылись на три месяца раньше назначенной даты, что стало настоящим вызовом. Вникали во все и сразу: разгар стройки, поиск персонала, организация первой выставки. Еще больше осталось за кадром. В какой-то момент я перестала спать совсем, поэтому день открытия, признаюсь, собираю в памяти по частям. Был теплый летний вечер и много красивых людей. В воздухе – ощущение особой радости и праздника, а в залах – легкий запах краски, который так и не удалось замаскировать.

Из прошлого в настоящее: какие существенные изменения произошли с галереей?

Для любого перспективного проекта изменения – это естественно. В течение пяти лет менялось пространство галереи, осваивались новые масштабы. Из стеллажа с открытками получился большой сувенирный магазин с книгами редких изданий и изделиями местных мастеров. Мероприятия, которые изначально только поддерживали интерес к текущим выставкам, выросли и стали поводом для создания концертного зала. В прошлом году появился шоурум, где продаются произведения искусства.

Как все удалось без опыта в галерейном бизнесе?

Когда я взялась за проект галереи, реальными были только стены, а остальное предстояло создать. И новые стены, кстати, тоже. Помог главный навык моего инженерного образования – работать без вдохновения. Там, где я училась, удачное решение приходило через кропотливый поиск и грамотные расчеты. Первое время и галерейный бизнес мы строили по этому принципу – не ждали вдохновения, просто искали верные решения. Этот подход был проверенным и надежным. И я, и команда галереи просто очень много работали, как, впрочем, и сейчас. Было много ошибок, но приятных открытий тоже достаточно. Я до сих пор считаю, что секрет успеха многих компаний в качественной аналитике мировых трендов и ее применении в собственном деле.

Вы говорили, что одна из работ художницы Йованы Вуянович напоминает вам о терминах из курса физики. Есть ли для науки место в искусстве?

Это философский вопрос. В наши дни искусство найдет место и науке, и даже обыденным вещам. Главное, чтобы оно оставалось подлинным, не смешивалось с ремеслом. Сходство науки и искусства в том, что оба требуют фундаментальности и не терпят подлога.

Логотип галереи – открытое окно, обрамленное наличниками. В нем концепция пространства?

История галереи началась с коллекции работ, созданных иркутскими мастерами за последние семьдесят лет. Поэтому в нашем логотипе объединены несколько символов: открытое окно – приглашение прикоснуться к искусству, наличники – отсылка к локальности и сохранению культурного наследия.

Для сестер Ертахановых и других авторов галерея стала местом проведения их первых выставок. Есть ли риск для галериста выставлять работы дебютантов?

Риск, конечно, есть. Удобнее и безопаснее, когда автор уже известен, у него есть имя, портфолио, свои зрители. Но все же главное, как всегда и везде, – это актуальная идея и ее качественное воплощение.

И потом, даже если мы открываем выставку дебютанта, это не означает, что мы предъявляем меньше требований, чем к уже опытному автору. Смысл такого проекта не в том, чтобы дать шанс автору, который еще не готов, но очень хочет, а в том, чтобы презентовать того, кто готов, но никогда этого не делал. В этом огромная разница. Я считаю, что мы не ошиблись ни с одним нашим дебютантом. И я хочу, чтобы таких проектов у нас было больше.

Галерея Виктора Бронштейна – место, куда идут не только за живописью, но и за культурными событиями. Зачем галерее многофункциональность?

Мероприятия – неотъемлемая часть работы по привлечению новой аудитории и проверке разных форматов. За пять лет в галерее прошло около двухсот тридцати спектаклей, лекций и творческих встреч, на которых побывали больше десяти тысяч человек. Среди наших гостей есть те, кто ждут и посещают их все. Если несколько лет назад приходилось долго объяснять суть перформансов, то теперь мы ограничиваем продажу билетов – желающих слишком много.

Один из залов вашей галереи представлен работами Даши Намдакова. С чего начинались дружба и долгое сотрудничество с мировым автором?

Когда в галерее уже началась большая реконструкция, мы с мужем были в Англии. Буквально в первый день, гуляя по центру Лондона, случайно заглянули в известную галерею Halcyon Gallery, где как раз шла персональная выставка Даши. Тогда у нас на двоих был только один вопрос: почему в Лондоне люди могут видеть его работы, а в Иркутске – нет? С этого вопроса все и началось. Мы быстро нашли телефон Даши, он тут же пригласил нас в свою мастерскую. Буквально на следующий день мы с ним познакомились. Уже тогда стало понятно, что в галерее обязательно будет отдельный зал с его работами. К слову, и тогда, и сейчас это единственная в мире постоянная экспозиция с работами Даши.

Кажется, что работы большинства авторов, экспонируемых в галерее, имеют восточный колорит. Если сравнить выставку «Календарь Pirelli 2019» и LOST KISS монгольского автора Заясайхана Самбуу – что иркутянам ближе?

Восток пришел в галерею вместе с появлением в коллекции скульптур Даши Намдакова. Помимо его работ, в нашем первом проекте «Душа Азии» были представлены авторы из Иркутска и Бурятии. Тогда этнические картины, скульптуры и ювелирные ножи впечатлили зрителей. Стало ясно: тему нужно развивать. Если сравнить выставку LOST KISS и «Календарь Pirelli 2019», то интерес к ним равнозначный, хотя аудитория у каждого своя. Все это – результат работы команды, которая прогнозирует посещаемость и поддерживает ее.

Вы говорили, что в представлении посетителей работа галереи сводится к «привезли, развешали, увезли». В действительности это масштабный и тяжелый процесс. Одна экспозиция – одна история?

Масштаб процесса зависит от разных факторов, часто – от текущих возможностей: технических и финансовых. В идеале – это работа десятков человек, помимо самого автора: куратора, искусствоведа, дизайнера и архитектора экспозиции, координатора, фотографа, видеографа, целой команды технических специалистов, строителей и многих других. Я как-то посчитала, что в работе над одной из наших выставок напрямую участвовали тридцать два человека. Именно поэтому мы часто обращаемся к партнерам за поддержкой – хочется, чтобы выставки в Иркутске были на должном уровне, а для этого нужны серьезные ресурсы. Я бы сказала, что одна выставка – это не просто одна история, это целая история.

Как галерея переживет времена коронакризиса, и что будет потом?

Последствия оценим только тогда, когда войдем в стабильный режим. Музеи и галереи – одна из наиболее пострадавших отраслей. Работа была полностью остановлена на два месяца, посещаемость упала в десятки раз, большинство проектов перенесено на неопределенный срок – это то, с чем мы имеем дело сейчас и уже сражаемся. В этом году мы попали в рейтинг лучших музеев современного искусства России. Пусть в ближайшие десять лет это достижение станет для нас нормой.

У вас есть то самое произведение, рядом с которым теряете счет времени?

Со мной это часто происходит, поэтому одну-единственную работу выделить почти невозможно. Пусть будет «Афродита» Даши Намдакова. Рядом со скульптурой, выполненной из розового оникса, невольно замираешь.

Искусство всегда было в вашей жизни?

Интерес к нему заложили родители. В детстве мама часто водила меня на выставки и в театры. После знакомства с мужем искусство стало неотъемлемой частью жизни. Общение с художниками, выбор работ для собственной коллекции и путешествия, сопровождающиеся походами в музеи, уже стали потребностью. Жизнь и обстоятельства могут складываться по-разному, но искусство – это навсегда.

 

А еще важно знать, что

В собрании Галереи Виктора Бронштейна – около двух тысяч экспонатов, среди которых есть живописные и графические работы сибирских классиков, полотна молодых и признанных авторов из разных регионов России, бронзовая пластика бурятских мастеров.

В две тысячи восемнадцатом году скульптуры Даши Намдакова «Виктория» и «Царская охота» из коллекции галереи были представлены в Русском музее на персональной выставке мастера.

Мировая премьера авторских кукол семьи Даши Намдакова состоялась в две тысячи пятнадцатом году в галерее Виктора Бронштейна на выставке «Ульгер». В две тысячи шестнадцатом году они экспонировались в China Millennium Art Museum в Пекине, а в две тысячи восемнадцатом году – в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге.

Скульптура Даши Намдакова «Птица и тигр» – гордость коллекции галереи. Работа выполнена из бронзы и лазурита, привезенного из Афганистана. Она существует в единственном авторском экземпляре, потому что найти глыбу лазурита с точно таким же рисунком камня невозможно.

 

Комментарии (0)

Купить журнал: