18+
  • Город
  • Наука и образование
  • Бизнес
Наука и образование

SMM-эксперт Павел Гуров: «Контент приносит мне больше 100 000 рублей в месяц. Диджитал — все что у нас осталось в кризис»

«Собака.ru» поговорила с SMM-специалистом Павлом Гуровым, в портфолио которого кейсы Coca Cola и конференция ТЕDx, о том, как монетизировать офлайн-навыки онлайн, как с помощью стримов в Instagram и донейшенов на Patreon зарабатывать по 100 000 рублей и почему будущее — за подкастами. 

Мой офлайн-бизнес теряет деньги. Что делать? 

С одной стороны, рынок диджитал-маркетинга лучше всего подготовлен к сегодняшнему кризису — это не гостиничная сфера и не ресторанный бизнес, которым, кажется, придется начинать все заново. С другой стороны — клиенты агентств чаще всего не диджитал-бизнесы. Последний мой большой клиент — стартап для дальнобойщиков, которые, кстати, до сих пор себе ездят вполне прекрасно, но даже этот стартап заморозился. В ленте фейсбука все, конечно, храбрятся: мы сделали онлайн-офис, мы сделали VR-офис. Но в VR нельзя сделать деньги, они должны откуда-то появиться. И они берутся собственно из оффлайн-бизнеса конечно же. У моего небольшого агентства — сразу минус 200 тысяч рублей в месяц. Клиенты клянутся и божатся, что вернутся когда-нибудь в мае, однако авторитетный журнал Science пишет, что карантины будут длиться до 2022 года. 

Как спасать свой офлайн-бизнес? В первую очередь — минимизировать все оффлайновые активы. Если бы у меня был офис, я бы потерял гораздо больше, чем 200 тысяч в месяц. Мой клиент заморозился — я всего лишь пошел в командный мессенджер и переключился в Slack с бизнес-тарифа на обычный (со слезой).

Поговорим о профессиях, которые, казалось бы, намертво пристегнуты к офлайну, например барбер, парикмахер. У блогера Никсель Пиксель я увидел вдохновляющий пример: кибер-барбер. Это работает так: специалист вам звонит в Zoom, вы берете ножнички в руки, а он объясняет, что и как. Никсель Пиксель так сделала очень сложную стрижку и заплатила барберу деньги — он суперпарикмахер, который как и все сейчас остался дома. Если у вас есть экспертиза — транслируйте ее онлайн. Я, например, с удовольствием заплачу, если меня научат по Zoom делать фантастический торт. Повторюсь — не нужно баловать людей и приучать их к мысли, что все должно быть бесплатным, даже микроплатежи лучше, чем ничего. Они позволят продержаться на плаву пару месяцев, пока режим самоизоляции не закончится. 

Пример монетизация офлайн-навыка

Пример монетизация офлайн-навыка

Еще один хороший пример — Airbnb. Аренда квартир, путеществия и переезды теперь под запретом, и бренд перестроился за 2 недели. Теперь основной их заработок — Airbnb Experiences, то есть онлайн-воркшопы на самые разные темы: еда, фото, хобби.

Если вы хотите спасать бизнес и срочно переходить в диджитал, не кидайтесь в объятия инфоцыган! Как проверить, что приглянувшийся SMM-специалист не из таких? Почему-то инфоцыгане очень любят на своих лендингах писать каждое громкое слово с большой буквы: «Архитектор Интернет Смыслов», «Школа Продающего Копирайтинга». Им нужно подчеркнуть — Мы Очень Большие. Обязательно гуглите имя специалиста — если его нигде нет, значит он находится за пределами профессиональной тусовки.

Patreon Павла Гурова, через который он продает разные варианты своего платного контента

Patreon Павла Гурова, через который он продает разные варианты своего платного контента

Patreon Павла Гурова, через который он продает разные варианты своего платного контента

Patreon Павла Гурова, через который он продает разные варианты своего платного контента

Про вред бесплатного контента

Будущее рождает новые цветы зла, например, выход в прямой эфир Инстаграма, который раньше считался чем-то странным. Все быстро изменилось: прямой эфир стал нормой. Социальная канва и правила меняются на наших глазах: у меня на неделе три прямых эфира, один из них — с Анной Седоковой.

Я считаю, что бесплатные стримы — это не очень правильно. Дело в том, что диджитал — это все, что осталось у человечества, ну еще доставка. Не надо перекармливать людей бесплатным контентом. Во-первых, люди чувствуют себя дезориентированными. Во-вторых,  когда они платят за контент, у них появляется осознанность, даже если это один доллар. Я перевожу каждый месяц деньги фонду против насилия, потому что сейчас происходит вспышка домашнего насилия: люди заперты в клетке и начинают срываться друг на друга. У всех падает платежеспособность, у меня тоже, но я доначу тем, кого люблю смотреть: комикам Денису Чужому и Александру Долгополову. Мы все — часть диджитал-экосистемы, чтобы мы не пошли ко дну, надо поддерживать друг друга. У меня у самого есть Патреон — платформа, на которой твое собственное комьюнити платит за контент. Я получаю донейшены, например, за доступ к закрытому чату в Телеграм, где мне можно задавать вопросы о диджитал-маркетинге. Это 10 долларов в месяц, всего я получаю только с Патреона более 100 тысяч рублей ежемесячно от почти 500 подписчиков.


Не надо перекармливать людей бесплатным контентом — они чувствуют себя дезориентированными. 

«Плохой» пример бесплатных стримов сейчас — World Сlass, крупнейшая сеть фитнес-залов в России. Они бесконечно делают инстаграм-лайвы с тренировками — вроде бы классно и альтруистично, это такой сигнал — у нас все хорошо, мы держимся. Но это же не так — у сети безумно дорогая недвижимость и они рассчитывают в первую очередь на финансовую поддержку государства.

Типичные курсы по smm для начинающих

Типичные курсы по smm для начинающих

Почему не надо покупать курс по SMM

Не надо учиться на SMM-щика, если вы работали барменом или в сфере бьюти и лишились работы. Конкуренция новичков в SMM всегда была страшнейшая, а сейчас сокращают даже тех, у кого в портфолио — «Каннский лев». После пары бесплатных вебинаров вы не сможете получить заказ, а даже если получите — я гарантирую, что вы его провалите, как любой начинающий SMM-щик.

Что же делать, если потерял работу и хочешь зарабатывать в диджитал? Во-первых, сейчас растет потребление звукового контента — это подкасты. На Amazon и Ozon уже закончились микрофоны для подкастеров — через две недели мы увидим много новых шоу. Многие будут плохими, зато хорошие будут выделяться. Рекомендую идти на специальности, которые будут создавать инфраструктуру для подкастов. Я знаю один русский стартап по поддержке подкастеров — они будут развиваться на фоне этого бума. Поэтому консультируйте подкастеров, если разбираетесь в звуке, — это принесет деньги. Во-вторых, не бойтесь изучать программирование. Конечно, вы не будете получать 200 тысяч рублей, если начнете сейчас с нуля. Однако человек в любой профессии с навыками программирования будет востребован больше. Тот же журналист, но со знаниями Tableau даст фору коллеге без навыков кодинга. В-третьих: сейчас развивается сфера Business Intelligence — интерпретации массива данных, благодаря чему можно оптимизировать внутренние расходы. Компании буду активно развивать BI, так как он помогает экономить и делать процессы прозрачными — сейчас каждая копейка на счету. У Microsoft есть бесплатные вебинары на эту тему, советую срочно загуглить.

Crowdcast.io — платформа для монетизации стримов, пока не популярная в России

Crowdcast.io — платформа для монетизации стримов, пока не популярная в России

Сервисы для монетизации авторского контента 

Есть ряд проверенных сервисов, с помощью которых можно получать донейшены. Если вы делаете стрим на YouTube — это Donation Alerts, который доступен всем. У YouTube есть встроенные донейшны, эта опция открывается, когда у канала число подписчиков переваливает за 10 000. Но это добровольные «чаевые», а если вы хотите полностью платные стримы делать, то ключевое решение — Crowdcast.io, о котором в России знает два с половиной землекопа. 

Crowdcast работает в связке с Patreon, самым быстрым и красивым сервисом, с хипстерским (в хорошем смысле) лоском. Это принципиально: имейте дело с проверенными сервисами по монетизации, у которых есть поддержка международных платежных систем. Я возлагаю большие надежды на Facebook, который скоро сделает звуковые стримы. Будем честны: не особо интересно смотреть на то, как два человека сидят, делая прямой эфир в инстаграме. За Facebook подтянется и Instagram — это же одна контора. В Instagram тоже вводят донейшены за лайвы, но скорее всего до России эта функция дойдет нескоро. Например, у нас до сих пор нет шоппинг-тегов и донейшн-стикеров.

На какой платформе делать блог прямо сейчас?

Стоит ли идти в TikTok? Если вы не ждете быстрой монетизации, то пробуйте — получить там 10–15 тысяч просмотров довольно просто. Но чтобы получать деньги рекламодателей, вам нужно хотя бы полтора года. Понимаете, можно даже стать популярным TikTok-блогером, но зарабатывать копейки. В чатах блогеров над такими смеются — люди делают челленджи за 300 рублей, имея очень и очень серьезные цифры по охватам. Натурально — работают за доширак.

Я советую развиваться на платформе Telegram. Скажу вам простую формулу для расчета стоимости рекламы там: один подписчик — один рубль. У меня 30 тысяч подписчиков, поэтому один мой пост стоит 30 тысяч рублей. До кризиса я продавал 10 постов в месяц. Вот и считайте. Telegram не так моден, как TikTok, но уже сложился как деловая платформа в России и будет только расти. Но главное, конечно, это ваша экспертиза профессиональная, которую вам нужно через блог транслировать. Это основное — вы должны иметь доступ к уникальной информации. Например, вы стюардесса или врач — это сейчас особенно актуально. Если вы будете писать о буднях врача скорой помощи — моментально станете звездой. Вот только врачам сейчас некогда каналы вести, им бы поспать. К сожалению, блогерами чаще всего становятся те, кому нечего сказать обществу. Даже Ким Кардашьян приносит пользу читателю — учит, как делать мейк-ап. Есть еще стратегия средневековой ярмарки: я — фокусник, я — лилипут. На этой стратегии выезжают Little Big. 

95% людей, которые идут в блогеры, не добиваются успеха. Потому что надо пахать. Два года я начал вести свой блог и тратил на него 4 часа работы в день. Если оценить мой человеко-час по самой скромной ставке — мой блог стоит как однокомнатная квартира в Москве. Магической таблетки нет.

Теги:
Бизнес

Комментарии (0)

Купить журнал: