18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Портреты
Портреты

Елена Иванова

Ученый-химик, основательница и владелица бренда ювелирных украшений Olafa, которые носят на всех континентах, включая Антарктиду. А еще – автор нового рецепта ювелирного стекла. Рассказала редакции «Ирк.Собака.ru» о том, как рождаются инновационные идеи, почему скепсис ее только заводит и как удалось убедить жюри «Сколково», что ее разработка не просто «бусики».

В конце прошлого года ваш ювелирный бренд стал резидентом «Сколково». Как? И главное — зачем?
Зачем — тут все понятно. Это статусность, известность, возможность участия в крупных выставках и патентования за счет «Сколково». А также маркетинговая история: например, можно публиковаться в ведущих изданиях, в том же Forbes. Как — вот тут было непросто. В «Сколково», как правило, берут заводы-пароходы: индустриальные стартапы, IT-разработки. А тут мы с ювелирным стеклом. К нашему бизнесу часто относятся с пренебрежением, как к чему-то несерьезному. Год назад на Startup Village 2022, куда я пришла с идеей делать российское стекло с напылением из драгметаллов, надо мной просто посмеялись: «Серьезно? Придумайте, как покупать это, минуя санкции, и не мучайтесь».
Но когда мне говорят, что ничего не получится, у меня появляется азарт. Я люблю истории, где нужно доказать, победить… И через несколько месяцев я защищала проект стекла с добавлением углерода перед жюри «Сколково». Это была моя личная победа: я смогла убедить людей, принимающих решения, что мое ноу-хау — это не просто бусики, это интересно и круто, и до такого еще никто не додумался.
Мы дошли до финала Startup Village 2023 и выиграли третье место в конкурсе CreativeTECH от «Сколково» — среди тысяч проектов со всей России.
Углеродное стекло — это неочевидное изобретение. Когда хирургу неудобно снимать перчатки, понятно, что нужно устройство, которое поможет делать это быстро и легко. А вот внедрить углерод внутрь стекла — это не то решение, которое логически вытекает из какой-то потребности.
Да, мы взяли не платину или золото, мы взяли углерод. Но уже ведем переговоры о том, чтобы и стекло с драгметаллами делать самим, минуя другие страны. Хотим, чтобы сырье было полностью российским.

А кстати, как родилось неочевидное решение — внедрить углерод в стекло?
Мы хотели не просто найти замену муранскому стеклу, а сделать так, чтобы нас вообще с ним не связывали. И наш бренд-стратег Гомбо Зориктуев предложил «заземлиться» — в буквальном смысле усилить бренд за счет элемента земли. Он придумал понятие «каменное стекло». Я месяца три ходила и думала, как это можно сделать. И случайно оказалась в музее минералов и увидела там камень, который на 90 % состоит из углерода, с невероятно красивым белым сиянием и блеском. И тут у меня пазл сошелся: углерод может быть тем самым элементом, что выведет нас на совершенно другой уровень! А поскольку я химик, причем специалист в органической химии, дело закипело. Это тоже одна из моих сильных черт: если я понимаю, куда мне надо, я четко вижу, как туда прийти, пусть даже не знаю когда.

Когда мне говорят, что ничего не получится, меня разбирает задор. Я люблю истории, где нужно доказать, победить.

История многих женских бизнесов начинается с декретного отпуска. Ваша не исключение. Почему?
Думаю, от скуки. Ты жила 20 – 25 – 30 лет без ребенка, и вдруг все меняется. И не всегда это «вау». В какой-то момент жизнь начинает напоминать «день сурка». Чтобы не сойти с ума и вытащить себя, ты ищешь что-то необычное. И в этом поиске кому-то удается нащупать себя и свои способности. Я тоже не сразу пришла к стеклянным украшениям. Я вязала, пекла хлеб, делала валяные вещи, занималась полимерной глиной… Пока не наткнулась на лэмпворк — работа со стеклом меня затянула. А дальше осталось собрать силу духа в кулак, решиться — и вперед.

Почему так мало женщин в инновационных бизнесах?
Силен стереотип: ты реализуешься либо в материнстве, либо в бизнесе. И женщины по большей части выбирают семейную тему. Строить при этом классный бизнес уже невозможно. Нужно выбирать: или ты увлечена детьми, их кружками, друзьями, оценками и знаешь все про них — или ты знаешь все про свое дело. Я выбрала всерьез строить бизнес, мне тут интереснее.

Елена — кандидат химических наук, до прошлого года совмещала бизнес с научной работой в Институте химии им. Фаворского СО РАН. Ее украшения носят в 80 странах, на всех континентах, включая Антарктиду.
Любимый мультяшный герой — мангуста Рикки-Тикки-Тави. Ей нравится его девиз: «Пойди и узнай».

А семья?
Супруг работает с нами. Когда-то мы начинали с ним вдвоем, он делал оборудование, обустраивал первую мастерскую. Сегодня на нем история с латунью. Литье, латунная фурнитура, оправа — это его направление. Моя дочь (ей 10 лет) рисует открытки, которые мы вкладываем в каждый заказ. Некоторые клиенты их даже коллекционируют. Можно сказать, я всю семью втянула в бизнес. Не могу сказать, что страдаю из-за того, что мало вижу семью. Мне кажется, лучше проводить
с близкими времени не так много, зато качественно. Например, путешествовать. Кстати, новые лимитированные коллекции украшений — иранская и турецкая — навеяны именно путешествиями.

Вы принципиально носите украшения только своего бренда?
Чужие у меня не задерживаются. Недавно в Турции купила чудесное кольцо местного мастера. С удовольствием его носила — а потом оно потерялось.
Мистика.

Текст ЕЛЕНА ДЕМИДОВА
Фото АРХИВ ГЕРОЯ

Информационный обзор редакции

Материал из номера:
"Июнь-Июль" 2023

Комментарии (0)

Купить журнал: