18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Дмитрий Таевский

Независимый консультант и основатель одного из самых спорных интернет-порталов Сибири «Бабр» передал проект в руки молодых и развивает медиа-проекты в сфере образования.

По образованию ты не журналист, но стал им. Чем не понравилась работа по специальности?
Работа по специальности нравилась и нравится. Но журналистика — это возможность высказывать свое мнение, доносить его до людей. Мне хочется писать, и всегда хотелось. Я первую заметку отправил еще лет в двенадцать в «Пионерскую правду», и, к моему удивлению, опубликовали. Я вообще не считаю журналистику профессией. И не считаю, что ей надо учить в вузах. Грамотно, компетентно и качественно писать тексты должен уметь любой человек с высшим образованием. Вопрос в том лишь, что у нас слишком слабое высшее образование.
 

Изначально ты учил детей программированию, как пришел к созданию «Бабра»?
Это не совсем так. В 90-е годы я работал в информационном отделе компании «Деловая Сеть — Иркутск», и одновременно наша команда делала компьютерную школу для школьников. То есть информационные ресурсы в интернете были все-таки моей работой. Но нам, признаться, было скучно — к 2000 году бизнес был отлажен, и там и там работа превратилась в рутину, а хотелось чего-то нового и необычного. Ну и это уже легенда, но так оно и было — лежа ночью на берегу Черного моря в Болгарии, мы, будущие основатели «Бабра», сказали себе — а чего бы не попробовать что-нибудь эдакое?

Какая изначально была идея портала «Бабр», и как он стал тем, что есть сейчас?
Мы вообще не понимали, чего мы хотим. Это было из серии, как девочки говорят, «хочется фыр-фыр-фыр». Поэтому мы начали делать то, чего, как нам казалось, не хватает в иркутском интернете, — молодежный развлекательный портал. Сейчас я понимаю, что это была глупая затея — молодежи не нужен никакой портал. Молодежи нужно общение по группам. Если бы у нас тогда хватило бы мозгов, мы бы начали делать что-то типа «ВКонтакте» — и уже были бы миллиардерами. Очень скоро мы поняли, что наша идея с молодежью не работает. Зато работают новости. А еще через какое-то время пришло понимание, что политические новости работают очень хорошо. К тому же мне всегда хотелось писать, а такая площадка — это отличный инструмент для высказывания своей гражданской позиции. Блогов же еще не было в природе. Я всегда пишу то, что думаю, ну а думаю я почему-то не совсем то, что совпадает с позицией властей, — поэтому к «Бабру» очень быстро приклеился ярлык «оппозиционный». Хотя на самом деле он никогда не был оппозиционным — просто авторы имели собственное мнение и не боялись его высказывать. Ну и самое главное — с «Бабром» мы получили инструмент для экспериментов. Как в области ИТ и программирования — так, со временем, и в сфере социологии.

ВАЖНО
Три высших образования: инженер-геодезист, инженер по аэрофотосъемке, программист. Любимых писателей и книг почти нет. В кино любит «жесткач».
Из последнего — «Проповедник». Обожает Болгарию — это единственная страна, куда хотел и мог бы эмигрировать.

Как сейчас развивается проект?
Примерно пять лет назад проект стал хорошим бизнесом, и при этом, на мой взгляд, не потерял своей свежести и независимости. Так он дальше и работает.
Развитие идет на регионы — после Иркутска была Бурятия, затем Монголия и Красноярск, сейчас Томск. «Бабр» всегда старался идти в ногу со временем, я уже
говорил, это всегда была площадка для отработки новых идей и технологий. Мне вообще смешно, когда «Бабр» отождествляют только лично со мной. У нас
же пять практически независимых региональных редакций, отдельная редакция «Телеграм», соцсети, дочерние проекты, масса других каналов распространения информации. Это уже давно не чей-то личный конкретно.

Думаю, многие считают «Бабр» злым сайтом, а добро у вас там есть? Второй миф — у вас все только за деньги: и любовь, и ненависть — это так?
«Бабр» не злой сайт, и никогда не был злым. «Бабр» —откровенный сайт. Все авторы «Бабра» не просто могут — они обязаны писать то, что думают. Поэтому
«Бабр» лишь отражает нашу реальность — здесь и сейчас, и она такая, как есть. Доброго на «Бабре» очень много. Просто люди почему-то не хотят это видеть. Есть большие отделы науки, образования, экологии, культуры. По некоторым из этих направлений, особенно по культуре, мы однозначно лидируем как минимум в Сибири.


Чем ты занимаешься, если не «Бабром»? Хобби, увлечения, другие проекты?
Другие проекты. Я не афиширую, что они связаны со мной, — пользы это им не принесет, а вот репутация «Бабра» может им повредить. Могу лишь сказать,
что это проекты в сфере образования.

Хотел ли бы, чтобы дети стали журналистами? Или сами разберутся?
Не хотел бы. Если журналистикой заниматься всерьез — это жестокая и опасная профессия. А если не всерьез — то скучная. Но выбор за ними.

Ты уже достаточно взрослый человек, но все-таки — у тебя есть мечта?
Моя личная мечта — жить в Калифорнии, населенной болгарами, которые говорили бы на русском языке, с пятью миллионами долларов на счету. Шутка.
На самом деле, мечты — вещь опасная. Если сильно стараться, то можно достичь почти любой мечты. И в итоге оказываешься без мечты, с массой потраченных сил и энергии, и чаще всего понимаешь, что оно того не стоило. Поэтому вместо мечты у меня цели, причем короткие и реальные.

Фото: Александр Вавилов

Материал из номера:
Декабрь 2020 /Январь 2021

Комментарии (0)

Купить журнал: