18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Мария Яшникова-Ткаченко

Хореограф, режиссер-постановщик этим летом стала организатором уличных танцевальных перформансов и сняла фильм-спектакль «Бег. Стадия полета», премьера которого пройдет в этом году по всему миру.

Колье, брюки и бомбер из экозамши (My Set) Ботинки Toscablu, сумка Renato Angi (Scarpe-Stile) Кроссовер Volvo XC40

Колье, брюки и бомбер из экозамши (My Set)
Ботинки Toscablu, сумка Renato Angi (Scarpe-Stile)
Кроссовер Volvo XC40

Давно вы в танцах?
Танцую я лет с четырех. В 15 лет решила заниматься хореографией профессионально, пошла в театр танца к Владимиру Лопаеву.
Постепенно начала преподавать и ставить, поступила в Москву, и началась новая история.

Где вы учились?
Обожаю учиться, заочно окончила Московский государственный институт культуры и искусств, также Московский государственный университет машиностроения, а с этого года я учусь в магистратуре Высшей школы экономики по программе «Практики кураторства в современном искусстве». Параллельно с учебой хожу на разные классы, знакомлюсь с танцовщиками, преподавателями, критиками, хореографами, режиссерами и сценографами.

Когда началась активная работа с постановками?
Попала на британский мастер-класс для постановщиков в Москве. Когда прилетела, оказалось, что на него прошли топовые хореографы России. Там обучали технологии постановки dance company Wayne McGregor. Далее был конкурс идей для спектаклей. Моя задумка прошла в семерку лучших, и я выиграла грант от британской танцевальной компании на постановку спектакля «Создающее личность» 2018-м году. Через год меня пригласили поставить работу в Воронежском театре оперы и балета. Это былкрутой, но сложный опыт. С ней я стала финалистом фестиваля Context. Diana Vishneva. В это же время в галерее Бронштейна мы выпускали спектакли несколько раз в год. Мне приятно взаимодействовать с людьми, которые заинтересованы в современном искусстве. Потому что это очень ценно — давать возможность новому жить. Но в Иркутске заниматься этим вообще отчасти героизм!

Почему героизм?
Я безумно люблю наш город. Но людей практически не беспокоит то, что происходит на улицах. Я вижу это по спектаклям в галерее. Здесь не очень большой зал, до 70 мест, и они не всегда продаются. Это очень сложный путь попыток рассказать, что такое современное искусство. Оно существует с 90-х! И Иркутск отстает в этом плане на 30 лет! В нашем городе есть несколько человек, которым оно интересно, которые готовы развиваться и развивать это направление. Галерея Бронштейна, мой брат Юрий Яшни- ков в том числе.

Получается, вы с просветительской целью вышли с преферансами на улицы города?
Главная наша цель в том, чтобы объединить творческие силы города. Мы хотим делать искусство в Иркутске. Пластический перформанс «Сейчас» мы делали с режиссером Катей Константиновой. Здесь был эффект случайности. Мы показали работу в трех локациях. Это была наша попытка остановить время, чтобы зрители и мы почувствовали момент. На Александре III люди начинали с нами двигаться. Когда Катя готовила перформанс, увидела, что город не стоит на месте. И чтобы это осознать, мы в течение целого месяца до показа приходили на набережную и стояли около 10 минут, а потом расходились. В наших планах было сделать в городе такой квадрат, в котором все останавливается, и ты понимаешь: «я здесь».

Колье, брюки и бомбер из экозамши (My Set) Ботинки Toscablu, сумка Renato Angi (Scarpe-Stile) Кроссовер Volvo XC40

Колье, брюки и бомбер из экозамши (My Set)
Ботинки Toscablu, сумка Renato Angi (Scarpe-Stile)
Кроссовер Volvo XC40

Когда зрители увидят фильм «Бег. Стадия полета» (12+), который вы снимали на Ольхоне?
По планам — 17–18 октября уже должны состояться премьеры в Иркутске. И далее по городам: Казань, Красноярск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург. Также премьеру должны показать в Европе — в Швейцарии и Германии. Кинотеатр Okko будет транслировать нашу работу у себя. Сейчас мой директор пишет в Netflix, было бы здорово туда попасть.

Почему вы решили его снимать?
Я начала заниматься фильмом во время самоизоляции, придумывать идею. Мне хотелось сделать то, что смогут увидеть большое количество зрителей у себя дома. Важно было показать Байкал тем, кто мечтает сюда попасть. Понимают ли в Иркутске современную хореографию? Есть потрясающий зритель! Иногда приходит достаточно взрослая аудитория и остается в восторге. Они подходят, спрашивают, откуда мы приехали, хотят поговорить с режиссером. Люди видят разницу. И ценят ее. У галереи Бронштейна в этом плане очень хорошая аудитория. И за три года нашей работы появился постоянный зритель. Будет здорово, если придете и вы!

А может ли непрофессиональный танцовщик заниматься современным танцем?
Несколько лет в театре Владимира Лопаева я занимаюсь с детьми, которым поставлен диагноз ДЦП. Мы ставим спектакли, ездим в Москву, показывали отрывок на телеканале «Россия». Вообще, современный танец сегодня не связан с визуальной красотой тел. В нем работает все. Многие люди могут научиться хорошо танцевать. Есть техники, которые работают с телом по-разному. В классике все танцовщики одинаковые. В современном же танце ты можешь быть разным. Просто нужно много работать, по пять часов каждый день.

Будут ли в ближайшее время еще какие-то постановки, перформансы?
Третьего октября у нас в галерее Бронштейна прошел новый перформанс. Он о жизни, о ее течении, на разных скоростях. 17–18 октября
пройдет премьера нашего фильма «Бег. Стадия полета» и перформанс в галерее Бронштейна. Мне бы хотелось организовывать и образовательные классы про современное искусство. Сейчас учусь в ВШЭ на куратора по программе музея современного искусства Garage. Там преподают лучшие критики, руководители сайта «Арт-гид», учителя, которые являются кураторами музея. Возможности есть, главное, чтобы это было кому-то нужно, кроме меня. Если людям не давать поле, где они могут жить и развиваться, они уедут. Уедут туда, где есть рынок современного искусства, — и за твою работу готовы платить.

Текст ЯНА КОЛОТЕЕВА
Фото МИХАИЛ ОХОЦКИЙ
Стиль ПОЛИНА СЕРДОБОЛЬСКАЯ
Материал из номера:
Октябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: