• Развлечения
  • Театр

По стопам отца: сын актера Сергея Санаева о примере для подражания и семейном успехе в профессии

В 2019 году артист Севастопольского театра имени Луначарского Сергей Санаев первым за последние сорок лет в Севастополе получил звание Заслуженного артиста России. Его сын Никита удивил родителей своим выбором и продолжил семейную традицию, окончив ГИТИС. 

Сергей Санаев

Конечно, для меня получить такую почетную награду было неожиданно и очень приятно. Это звание российское, и оно впервые за много лет пришло в Севастополь. Намного увеличился уровень ответственности. Но я считаю, что театр — дело молодых, и чем раньше талантливый актер получит звание, тем лучше. Естественно, за хорошо сделанные роли. Вручение состоялось, когда театр прощался со спектаклем «Фредди, Фред и Фредерик». Всегда грустно, когда уходит спектакль и вместе с ним роль. Но я должен сказать, что спектакли, они, как люди: некоторые живут долго, некоторые меньше. На все свои причины. Нужно относиться к этому спокойно. 

Родом я из Саранска. В Севастополь влюбился, когда впервые сюда приехал. Правда, я никогда не предполагал, что эта любовь навсегда. Когда-то смотрел на севастопольцев и думал, в какой же сказке они живут, и не заметил, как сам стал ее героем. Настолько прирос корнями к городу, что не смог уехать даже в тяжелые времена, когда распался Советский Союз. И в театре было не всегда просто, но у нас замечательная труппа и коллектив, работали в удовольствие.

Заинтересовать зрителя можно только яркими постановками и профессиональной актерской игрой. «Мастер и Маргарита» Григория Лифанова уже более сорока показов собирает аншлаги. Я такого не припомню, чтобы за два месяца нельзя было взять билет. Идут и молодые, и люди среднего возраста, и каждый находит что то свое. Это говорит о том, что есть зрительский спрос. А это не случайно. Значит, спектакль хорошо сделан, и нам удалось попасть в самое сердце зрителя. Вот весь секрет привлечения людей в театр.

Мои родители творческие люди. У мамы был от природы поставленный голос, сопрано. Папа со второго класса играл на гармони, баяне. В нашем доме всегда царила атмосфера созидания, но никто и подумать не мог, что я поступлю в театральный. Театр — это образ жизни. Если без него не мыслишь своего существования, нужно идти в профессию. Что я и сделал, и ни разу не пожалел об этом.

С женой я познакомился в театре. Раньше мы вместе служили в театре Луначарского. Сейчас нет, но это не мешает нам обсуждать рабочие моменты. Когда получаю новую роль, учусь по-новому ходить и говорить. Это всегда через кровь, через пот, через отчаяние. Здесь не помогают никакие звания или опыт. Ты всегда беспомощен. В такие минуты Елена всегда приходит ко мне на помощь своим мудрым профессиональным советом. Это мой самый надежный тыл. 


Театр - дело сложное и часто безденежное, поэтому я сделал все, чтобы Никита не занимался этим.

Наш сын Никита вырос в театре и знал всю закулисную жизнь, все ее сложности. Помню, когда мы ставили спектакль «Загнанная лошадь», он с сыном актрисы Татьяны Бурнакиной Сергеем баловался, и режиссеру Николаю Пинигину пришлось репетировать с двумя детьми на руках.

Театр — дело сложное и часто безденежное, поэтому я сделал все, чтобы Никита не занимался этим. Поступить в театральный институт было его самостоятельным решением. А дети, как птенцы: они выросли и улетели из гнезда. У них свой полет, свое видение мира. Им нельзя обрезать крылья. Важно, что сейчас Никите интересно. Посмотрим, где он совьет свое гнездо. Если в детстве я пытался корректировать его первые шаги, то сейчас сам прислушиваюсь к нему. Он мне рассказывает, как нужно вести себя в кадре.

Ребенку нужно помогать, а не перекладывать на него свои неосуществленные мечты. Я как хотел, так и реализовался. Я счастливый человек. У меня прекрасная семья, замечательные родители, очень хорошие друзья. Мы с женой Никиту очень любим. Эта любовь и есть та сила, которая помогает ему идти к мечте.

 

Никита Санаев 

Мой путь в театр был витиеватым. Вырос я за кулисами. У родителей — всегда насыщенная театральная жизнь. Отец утром уезжал на репетиции и только к одиннадцати вечера возвращался. В детстве мне всегда говорили: «Ты же сын Санаева, будешь артистом». Но я даже не допускал этой мысли, так как видел изнанку профессии — не цветы, славу, внимание, а тяжелый труд и невыносимый график. 

Для меня, как и для любого молодого парня, был важен финансовый аспект. Я прекрасно понимал, что актерское ремесло по большей части не про это. Поэтому решил получить «нормальную профессию». Я поступил в филиал Российского экономического университета имени Плеханова на факультет менеджмента, но в конце четвертого курса понял, что занимаюсь не своим делом.

Решение поступать в театральный институт стало неожиданностью для родителей. Папа тогда сказал мне: «Живешь же нормальной жизнью, зачем тебе это?» Но отговорить не смог. Мне повезло, я поступил с первого раза и во ВГИК в мастерскую Михайлова, и в ГИТИС в мастерскую Андреева. Я выбрал ГИТИС. Забавно было понимать, что по этим же коридорам, аудиториям ходил когда-то отец. Даже иногда, поднимаясь по лестнице ГИТИСа, я представлял, что он идет рядом, только ему семнадцать лет. И моя мама окончила этот вуз, поэтому выбор был очевиден.


Я с детства смотрел на своих родителей и думал, как у них получается быть такими счастливыми, несмотря ни на что.

Косить военную службу у севастопольцев не принято. В свое время папа, выпустившись из института, пошел в армию. Я же отправился на службу после третьего курса. Служил в Ансамбле песни и пляски Российской армии имени Александрова, вел там концерты. Пауза в учебе помогла перезагрузиться и разобраться в своих целях. Заканчивал обучение у Алексея Владимировича Бородина. Он давал нам возможность играть дипломные спектакли на прославленной сцене РАМТа.

Мне повезло, что у меня два учителя: Андреев — бывший руководитель театра имени Ермоловой и Бородин — художественный руководитель РАМТа. Это два великих мастера. В первую очередь, они научили меня думать своей головой и идти своей дорогой.

Театр и кино — это две абсолютно разные профессии. Сейчас я больше занят в кино. Первую главную роль получил в фильме «Днюха». Комедия «Неадекватные люди 2» Романа Каримова с моим участием находится сейчас в производстве.

В Севастополь всегда хочется возвращаться. Там семья и родной театр Луначарского, который, особенно в последние годы, вышел на новый творческий уровень. В театре работает много талантливых молодых артистов, что не может не радовать.

Я с детства смотрел на своих родителей и думал, как у них получается быть такими счастливыми, несмотря ни на что. А потом понял, что всему виной любовь. Они любят друг друга, любят свое дело. Это чувство передалось и мне, за что я им очень благодарен.

текст: Галина Язовицкая
фото: Катрин Хаванова

Комментарии

Наши проекты