• Развлечения
  • Кино и сериалы

В огонь, воду и медные трубы: будни севастопольского каскадера

После летнего табу на съемки из-за Чемпионата мира по футболу осенью в Крыму снимают сразу несколько фильмов. В одном из них — сериале «Большой артист» — задействован севастопольский постановщик трюков Игорь Буяновер. Расспросили каскадера о том, каково это — гореть в кадре и прыгать с десятиметровой высоты.

Звонок среди ночи с вопросом «Что делаешь завтра? Можешь подъехать в Бахчисарай, там тебя машина собьет» для Игоря — привычное дело вот уже тринадцать лет. А в седьмом классе он и не думал, что прозвище «каскадер» станет его профессией во взрослой жизни. Хотя киногерои Брюса Ли и Джеки Чана уже тогда восхищали — мальчик любил экстремальные виды спорта, занимался баскетболом.

Поработав стюардом, остался жить в Ленинграде и с двадцати лет участвует в массовках на «Ленфильме». Спортивного парня заметили опытные постановщики трюков, стали привлекать для исполнения несложных, а потом и сложных, сцен. Эти навыки пригодились через много лет уже в Крыму, где знакомый с «Ленфильма» встретил Игоря и попросил по старой дружбе исполнить один трюк во время съемок. Теперь Игорь Буяновер не только известный каскадер, но и актер: в некоторых фильмах он снимается в качестве героя.

Игорь считает, что зрители заблуждаются, представляя каскадера супергероем, который прыгает с высоты головой вниз на асфальт, а потом идет дальше. Задача каскадера — учесть все возможные варианты и предотвратить опасность. Если трюк продуман четко и рассчитан по секундам так, что его может проделать сам актер, это высший пилотаж в работе каскадера. Но сам Игорь не приветствует выполнение трюков актерами. Чтобы неподготовленному человеку обеспечить полную безопасность, работает практически весь киношный состав на площадке.

Так, во время съемок фильма «Хозяйка тайги» в сцене драки в ресторане актер изъявил желание самостоятельно упасть на стол. Но что-то пошло не так: упал не под тем углом, стол не так себя повел, и Буяновер, наблюдая со стороны, в доли секунды оценил ситуацию и понял, что герой фильма упадет на пол и что-нибудь себе повредит. Игорь подскочил к месту и сел на стул так, что актер вместе со столом упал на него. Команды «стоп» не последовало, значит, съемка продолжается. Сымпровизировал, взяв на себя роль возмущенного посетителя ресторана, на которого только что упал стол. Режиссеру кадр понравился, так и оставили.

Для того чтобы эффектно прыгать, гореть и тонуть, у каскадера на площадке есть множество вспомогательного оборудования. Например, надувная подушка для падения, которая гасит скорость, а под костюм для горения надевается специальная защита, дыхательный аппарат, используются специальные охлаждающие гели и температурный силикон, из которого делают перчатки и маски на лицо.

Постановщики трюков не только выполняют их сами, но и с нуля обучают актеров, к примеру, боевым искусствам, за рекордно короткие сроки. Так, за ночь актриса может овладеть техникой пары ударов и выглядеть в кадре, как Лара Крофт, а актер, в жизни не державший в руках оружия, станет спецназовцем.

Умение перевоплощаться — еще одно качество каскадера. Во время съемок фильма «Вурдалаки» Игорю Буяноверу пришлось дублировать и Константина Крюкова, и Михаила Пореченкова, а вес у актеров разный. Чтобы визуально стать похожим на Пореченкова, Игорю приходилось обматывать себя одеялом — и при этом выполнять боевые сцены.

Самым запоминающимся из проделанных трюков стало падение спиной с десяти метров — с верхнего этажа здания сквозь небольшой проем на нижний ярус. Прицеливался долго, рисовал мысленно метки, чтобы попасть в нужный проем. Шансов на повтор не было — или удачная первая попытка, или травма.

Трюком мечты Игорь называет участие в постановке среди небоскребов, где с помощью канатных систем можно повторить движения в стиле Человека-паука или Бэтмена.


Игорь Буяновер участвовал в ста проектах, исполнял трюки или играл в качестве актера в фильмах «Крым», «По ту сторону смерти», «Один против всех», «Викинг», «Скиф», «Поддубный». Дублировал Михаила Пореченкова, Сергея Горобченко, Константина Крюкова, Сергея Гармаша, Александра Бухарова.

Текст: Анна Мельникова
Фото: Анна Садовникова

Комментарии

Наши проекты