18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Как кинобог из Коктебеля создал закрытый киноклуб в подвале собственного дома

Кинокритик Андрей Дементьев открыл в Коктебеле, где с октября по май улицы пусты, а признаков активной жизни не наблюдается, киноклуб. Здесь можно увидеть фильмы Линча, Джармуша и Кубрика, обсудить тенденции кинематографа. Мы посмотрели с Дементьевым всего один фильм и поняли, что в другие кинотеатры теперь ходить бессмысленно.

Гости называют его кинобогом, а сам он говорит, что кинозал — это его мозг. Здесь все устроено так, как понятно только ему. Стоит тронуть хоть один фильм на полке, и система будет нарушена. Смельчаки не посягают на его коллекцию. Кинобога никто не хочет прогневить.

Уроженец Петербурга, проживший несколько лет в Москве, Киеве и США, однажды в семидесятых приехал в Коктебель, влюбился в него, а намного позже вернулся сюда насовсем.


Кинозал расположен в подвале дома, по сути, в бункере. Так что фильмы показывают в абсолютной тишине и, самое главное, без мобильной связи

Его дом в Коктебеле стал местом притяжения для тех, кто открыт всему новому и готов познавать мир искусства. Перед кинозалом — комната, где расположена художественная студия. Здесь творит художница Наталья Туркия, супруга Андрея, и юные жительницы Коктебеля. Обстановка соответствует жителям дома. Каждый миллиметр хочется разгадать, понять, почему та или иная вещица стоит на своем месте. Но сделать это невозможно. Хозяева дома многогранны и загадочны.

Кинозал расположен в подвале дома, по сути, в бункере. Так что фильмы показывают в абсолютной тишине и, самое главное, без мобильной связи. Ничто не мешает наслаждаться важнейшим из искусств. Кинопоказы на улице Серова, 12А проходят раз в неделю, а то и чаще. На большом экране с отличным звуком показывают классику европейского кино и мировые шедевры, современные фильмы.
Изначально кинозал Андрей делал для себя и только потом решился приглашать гостей. Так что в этом бункере не зря чувствуешь себя как дома. Обстановка располагает к созерцанию, наслаждению и умиротворению.

Это был ваш храм кино. Почему решили пускать зрителей?
У нас большой дом, живет много народу, постоянно приезжают друзья в гости. Поэтому изначально тут были не только близкие. Но пришло время: захотелось поделиться тем, что у нас есть, со многими, поэтому начали пускать и других людей. Причем я заметил, что к нам приходят, в принципе, только свои, посторонние бывают раз, два — и «отваливаются». Не всем этот мир кино нужен. Некоторые говорят: как здорово, как прекрасно — смотрят и уходят навсегда. Но могу сказать точно, если бы никто не приходил к нам, я бы сам сидел и смотрел.


Я очень жестко поступаю с теми, кто пытается переставлять диски. Категорически запрещено все трогать и брать что-то с полок. Смотреть можно глазами

Чем вы руководствуетесь при выборе фильма?
Кто-то может мне сказать: «Хотелось бы посмотреть то-то и то-то». У меня половина фильмов идет по заказу. Но обычно я заранее не строю планы. Вхожу и понимаю, чего мне хочется в эту минуту, сейчас. Пять минут назад мне бы другого захотелось. А так — я могу любую прихоть удовлетворить.

Как вы ориентируетесь в этом пространстве?
Сколько точно фильмов стоит у меня на полках, я не знаю. В 2009 году было пятнадцать тысяч наименований. С тех пор минимум по десять фильмов каждый день добавлялось. Сосчитать это сложно и не нужно.
Это все отражение извилин моего мозга. Я знаю, что этот фильм хочет стоять вот здесь. Мне так кажется. Поэтому сразу могу его найти. Если кто-то из чужих возьмет диск с полки и переставит, то я его потеряю навсегда. У меня нет тут такой системы, которую можно было бы где-то записать. При этом я очень жестко поступаю с теми, кто пытается переставлять диски. Категорически запрещено все трогать и брать что-то с полок. Смотреть можно глазами.


Выспаться на хорошем фильме — это прекрасно! Фильм тебе сразу в подкорку проходит, минуя всякие барьеры

Бывают зрители, которые приходят за попкорновым кино? Показывают ли здесь такие фильмы?
У меня любое кино есть. И попкорновое, и семечковое. Некоторые тут любят семечки есть. Но терплю их пока, посмотрим, насколько хватит. У меня могут и храпеть. Выспаться на хорошем фильме — это прекрасно! Это одно из лучших удовольствий жизни. Фильм тебе сразу в подкорку проходит, минуя всякие барьеры. Такое бывает. Иногда люди приходят и сразу засыпают. Мне это нравится, мне это близко. Учитывая опыт кинокритика, могу сказать, что написать рецензию на фильм, который ты видел, это любой дурак может. Ты попробуй напиши на то, чего ты не видел. А бывает необходимо. Был такой человек, Виктор Демин, не помещался ни в одно кресло, на показах фильмов засыпал моментально. Первые титры — и храп на весь зал, зато потом просыпался и гениально обсуждал фильм. Феномен!

Вы обсуждаете с гостями фильмы. Далеко не все из них поймет обычный зритель. Нет диссонанса, ощущения того, что вам скучно или неинтересно?
Я устал от профессиональных дискуссий. С киноведами больше разговаривать не в состоянии, кинокритиков ненавижу, будучи сам им в прошлом. Если я попадаю в коллектив кинокритиков, то вообще не понимаю, как оказался среди этих сумасшедших. А тут здоровые обычные люди, которым это интересно и надо. Они правильно и нормально воспринимают кино.
Критики пусть будут на фестивалях. Смотреть фильмы на фестивалях, что я раньше делал, это значит фильм не видеть. Ты там занимаешься другими делами, чем угодно, но только не самим кино. Моя единственная задача здесь для меня самого — этим всем делиться.

Текст: Валентина Васильева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: