18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Фотограф и арт-куратор Елена Воробьева: «Источник моих сил – это Севастополь»

Куратор сети уличных галерей общественной инициативы «Севпарки» и основатель студии семейной фотографии «Воробушек» готовит в этом году двенадцать выставок для города. В последней экспозиции приняла участие госкорпорация «Роскосмос» и юные фотомодели Севастополя.

Вместе с активистами организации «Севпарки» за два года вы создали галереи «Динопарк» на Корчагина и «Каменный цветок» возле ТЦ «Муссон». Почему для вас важно участвовать в социальных проектах?

Мы хотим сделать город дружелюбным и красивым, экспозиции в наших галереях меняем каждые полтора месяца. Искусство внедряем партизанскими методами: ставим галерею в проходном месте — люди идут мимо, останавливаются, смотрят. Это и молодые мамы с детьми, и просто случайные прохожие, в «Каменном цветке» — еще и студенты, наша целевая аудитория. Так мы знакомим севастопольцев с нашими авторами, помогая молодым и талантливым художникам реализоваться в родном городе.

Создавая галереи под открытым небом, на какой опыт вы ориентировались?

В «Динопарке» начинали сложно: битый бетон, ржавые карусели, невзрачный пустырь. Там была площадка в форме круга — от этого мы и оттолкнулись. Наш дизайнер Маша Мантис сделала несколько эскизов, мы брали большие фотографии и примеряли их прямо на месте. Несколько месяцев шлифовали дизайн и готовили стенды. Хотелось, чтобы художники стремились выставляться здесь. Я как фотограф понимаю, насколько важна для автора среда: работы должны «заиграть» в этом пространстве. Деньги на галерею в «Динопарке» собирали всем миром — это был краудфандинг. Теперь могу точно сказать, что в этом проекте мы прыгнули намного выше головы. С «Каменным цветком» было проще: выиграли президентский грант 438 тысяч рублей — деньги на стенды, клумбы и печать шести выставок. В дизайне ориентировались на минимализм и органичность — нас вдохновила тема габионов.


Для меня цель человечества — покорить космос — это вершина. Я выше нее не знаю

Как рождаются идеи для выставок, определяется тематика?

Это всегда живой, спонтанный процесс. Мы заранее выбираем название экспозиции, договариваемся с художниками, но случается, что по какой-то причине кто-то из нихне успевает подготовиться. Тогда под эту тему приходится искать других авторов. Наша первая выставка в «Динопарке» была посвящена Дню космонавтики. На открытие пришло больше ста человек, все очень прониклись, потому что не было галерейного пафоса. У меня сохранилась групповая фотография, это уже история.

К теме космоса и личности Юрия Гагарина вы испытываете трепетное отношение. Это не первая ваша выставка, посвященная ему. Как объясняете эту любовь?

У меня дома даже висит портрет Гагарина. Для меня цель человечества — покорить космос — это вершина. Я выше нее не знаю. Мы должны освобождаться от оков расстояний и исследовать космос. Юрий Гагарин в некотором смысле для меня Иисус Христос, который открыл человечеству другое пространство Вселенной. Личность Гагарина культовая, она символизирует прорыв человечества. Я горжусь тем, что я с ним одной крови. А ведь смотришь интервью: простой парень, непосредственный как ребенок, словно и не понимал своей славы в веках. Это был крутой маркетинговый ход Советского Союза — отправить такого парня в космос! С детства у меня осталось ощущение, что я хочу быть космонавтом. Может быть не в прямом смысле: то есть делать какие-то космические вещи, достигать свои наивысшие цели.


У нас в детстве, похоже, взорвалась какая-то «творческая бомба», и дочки хирурга стали художницами

 

Ваша сестра Тори Воробьева — художница, творит в жанре sand-art — песочная анимация. Увлечение искусством — это семейная традиция?

Наша семейная традиция — это медицина. Папа — хирург, мама —гинеколог, Тори — медсестра. Я же поступила в художественное училище и начала заниматься фотографией. Сестра — мой маяк. Она всегда меня вдохновляла: рисовала, воспитывала вкус, крутилась в богемной тусовке. Я знала, что такое художественная среда и что хочу попасть в этот мир. Там, у нас в детстве, похоже, взорвалась какая-то «творческая бомба», и дочки хирурга стали художницами.

А почему выбрали направление именно детской фотографии?

Больше восемнадцати лет я фотографирую, и за это время поработала во всех жанрах. Дети здесь самое сложное, но и самое приятное: ты сбрасываешь маски и отключаешь социальные роли, ты просто Лена Воробьева — и все.

У вас в архиве сотни семейных фотоисторий. Что делает каждую из них уникальной, когда все сюжеты и декорации неизбежно повторяются?

Когда я работаю в студии, мне кажется, что я снимаю одну большую семью, севастопольскую. Это мистическое ощущение. Мы все похожи, и профессия фотографа это подтверждает. Семьи разнятся своей личной историей,и она затрагивает характер ребенка. Я не встречала одинаковых детей, но они становятся копиями своих родителей, когда вырастают.

Что дает вам энергию?

Путешествия вдохновляют, но, скорее, забирают энергию. Источник моих сил— это Севастополь. Я долго жила в Киеве, Питере и Москве, куда меня толкали амбиции. Но если почаще спрашивать свое сердце: «Чего ты хочешь?», оно всегда вернет тебя на свой путь. В Севастополе у меня все получается, и мне так хорошо тут — я чувствую себя в своей тарелке...по имени Крым.

 


За восемнадцать лет работы Елена Воробьева сфотографировала около полумиллиона человек. Ее первой камерой был пленочный «Киев-17». Принимала участие в проекте «АРТ буквы в Артбухте» для новой пешеходной зоны на площади 300-летия Российского флота. Мечтает создать в Севастополе курсы обучения проектной деятельности в помощь авторам идей, у которых возникают сложности с их реализацией.

Текст: Ольга Цыганок
Фото: Катрин Хаванова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: