18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Артём Макаров и Диляра Идрисова: «Ставить неизвестное произведение – это всегда риск для небольшого театра»

Главный дирижер Башкирского государственного театра оперы и балета, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик спектакля «Геракл» Артём Макаров и солистка, исполнительница роли Иолы Диляра Идрисова завоевали высшую театральную награду России – премию «Золотая маска». Их работа над оперой «Геракл» получила приз в номинации «Специальная премия жюри музыкального театра».

Артём Макаров

Мне интересны малоизвестные названия. Они нужны для того, чтобы познакомить публику с новым и интересным, а также дать солистам, оркестру материал, с которым они не знакомы. Все это позволяет развиваться и театру в целом. Ставить неизвестное произведение – это всегда определенный риск для небольшого театра. В Мариинский или Большой публика придет на любой спектакль. Мы же часто думаем о том, что нужно заполнить зал.

Что касается «Геракла», специальных поисков не было. Вообще, ознакомление с новой музыкой идет постоянно: слушаешь, оцениваешь произведение относительно своего театра, думаешь, есть ли необходимое количество певцов и могли бы они спеть такой материал. Но важнее всего, конечно, сама музыка. Если она захватывает, то ее уже хочется исполнять. «Геракл» – в техническом плане сложная опера для вокалистов, и я десять раз подумал, прежде чем решиться, и не прогадал.

Суждено было сбыться

Постановка откладывалась два-три раза по разным причинам, но меня поддерживало руководство театра. Плюс мы уже занимались оперой, когда получили грант от Министерства культуры РФ. Очевидно, их тоже заинтересовал тот факт, что в Башкирии ставят неизвестную барочную оперу.
На удивление мы поставили спектакль в рекордно короткие сроки – не больше трех недель. Певцы, конечно, готовились заранее, разучивали партии. Опера исполнялась на английском языке, что для классических певцов непривычно, но команда у нас профессиональная, поэтому справились. При подготовке хоровой части «Геракла» нам помог хормейстер известного во всем мире хора MusicAeterna, мастер барочной музыки Виталий Полонский.

«Золотая маска» – это мотивация

Оказаться даже в списке номинантов, многие из которых настоящие корифеи, к уровню профессионализма которых ты стремишься, дорогого стоит. А стать лауреатом, понимая, что тебя оценило высокопрофессиональное жюри, вдвойне приятно и почетно.

Диляра Идрисова

Наша история с «Гераклом» началась с идеи Артема Валентиновича Макарова. Надо отдать должное его смелости: «Геракл» даже в Москве звучал редко, и то лишь на концертной сцене. Конечно, мы все рисковали. Незнакомая музыка всегда, даже в самых театрально продвинутых городах, воспринимается публикой с трудом.

У меня до этой постановки был опыт исполнения барочной музыки, я к тому времени уже спела большие партии в «Александре» Генделя и в «Адриано в Сирии» Перголези. Это было за рубежом, поэтому новость о том, что в Уфе, в нашем театре, будет звучать невероятно красивая музыка Генделя, меня окрылила. Я полностью доверяю музыкантскому вкусу и чутью Артема Валентиновича и была уверена, что мы справимся со всеми трудностями.

Открывать новое

Я очень люблю старинную музыку, и мне безумно интересно открывать забытые произведения. За последние четыре года мне посчастливилось спеть в нескольких таких операх – сочинениях Генделя, Хассе, Перголези, Сальери, Порпоры, Баха. Эта возрожденная к жизни музыка поражает, потрясает своей красотой, необыкновенной глубиной. Она говорит о вечных ценностях. Как такая красота может быть скрыта от людей?! «Геракл» тоже стал откровением для меня. Моя героиня Иола – живой человек, девушка, которая умеет глубоко страдать и ненавидеть, и в то же время – прощать и любить.

Сложная, но интересная опера

Главная сложность заключалась в том, что эпоха барокко слишком далека от нашего времени. Сменилось несколько музыкальных стилей, люди сейчас мыслят иначе, поют иначе, потому барочная музыка сложна для исполнения. Затрудняло работу и то, что написано произведение на английском языке, а не на привычном итальянском. Пришлось тщательно поработать над произношением.
Сложна эта музыка и для публики, особенно для неподготовленного зрителя, незнакомого со стилем барокко. К счастью, в Уфе живет тонкий, музыкальный слушатель, который оценил нашу работу по достоинству.

Текст: Эвелина Габдрахманова
Фото: Дамир Абсалямов, Башкирский государственный театр оперы и балета

Проголосовать за номинантов премии «ТОП30. Самые знаменитые люди Уфы» можно на сайте top30.ufa.sobaka.ru

Материал из номера:
Ноябрь 2018

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: