18+
  • Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

В самое сердце Скандинавии: как уфимка переехала в Швецию

Если вы выросли на книгах Астрид Линдгрен, то Стокгольм для вас – это плюшки с корицей, пятиэревые монетки и плач малютки привидения над крышами Вазастана. Элеонора Юнусова, которая учится и работает здесь уже второй год, рассказала про другие его стороны: яхтинг, белые ночи и программы PhD.

Элеонора Юнусова, фото из личного архива

Элеонора Юнусова, фото из личного архива

Про переезд и учебу

Высшее образование я получила в Уфе: закончила специалитет в УГАТУ и магистратуру в УГНТУ. Год проработала в Москве и оттуда уехала в Швецию. Мой переезд не был обусловлен желанием «сбежать за границу»: я люблю Россию и рассматриваю его скорее как интересный жизненный опыт. Почему именно эта страна? Ее программы PhD дают много преимуществ. Все PhD-студенты здесь являются одновременно научными работниками. Это значит, что ты получаешь и студенческие льготы, и привилегии налогоплательщиков: социальное страхование, пенсионные накопления. В отличие от многих европейских стран, в Швеции тебе не нужно постоянно искать новые фонды для оплаты обучения. Местное законодательство гарантирует, что на все время обучения за тобой будет закреплена рабочая позиция.

Сейчас я учусь в Королевском Технологическом Институте: он является одним из крупнейших технических вузов Скандинавии и одним из ведущих университетов Европы. Программа, по которой я обучаюсь – «Промышленный интеллектуальный анализ данных» на факультете промышленной инженерии и менеджмента.

Стокгольм, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольм, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольм, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольм, фото Элеоноры Юнусовой

Про жизнь в Стокгольме

Прежде, чем переехать в Швецию, я жила и работала в Москва-Сити – шумном деловом районе Москвы, в котором практически нет зелени. Стокгольм по контрасту показался мне маленьким провинциальным городком: людей тут гораздо меньше, парков и открытой воды – больше. Здесь дуют сильные морские ветра, погода постоянно меняется: солнце может за минуту смениться проливным дождем. Световой день зимой очень короткий: сумерки наступают уже после полудня. Зато в середине лета в Швеции можно застать период белых ночей.

Стокгольм расположен на четырнадцати островах, кроме этого на самом материке много озер, поэтому куда бы ты ни пошел – обязательно выйдешь к воде. К востоку от города тянется Стокгольмский архипелаг, который выходит в Балтийское море. Он состоит из 24 тысяч островов и островков: до большинства из них легко добраться на пароме. Среди них есть как необитаемые, так и оборудованные для туризма – с кемпингами, саунами, пешеходными тропами и различными игровыми площадками. Пользоваться инфраструктурой можно либо бесплатно, либо по очень низкой цене: день кэмпинга на острове обойдется вам дешевле, чем чашка кофе.

По сравнению с Москвой Стокгольм кажется маленьким провинциальным городком: людей тут гораздо меньше, зелени – больше

Про аренду квартиры и ипотеку

Поиск жилья – настоящая головная боль для каждого, кто переезжает в Стокгольм. Квартиры здесь очень дорогие: аренда студии в центре стоит от 15 тыс. шведских крон, то есть более 120 000 рублей в месяц. Но даже за такую сумму нельзя просто взять и снять помещение. Местные жители выступают против возведения новостроек, поэтому спрос на жилую недвижимость в городе огромный. Для желающих арендовать квартиру на долгий срок существуют специальные очереди с внутренним рейтингом. Он зависит от времени ожидания и критериев домовладельца – возраста и доходов будущего жильца, наличия детей и домашних животных. За участие в очереди необходимо платить ежегодный взнос. Что касается меня, то с жильем мне повезло: университет предоставил квартиру в хорошем районе, к тому же по цене ниже рыночной.

Процентная ставка по ипотеке в Швеции гораздо меньше, чем в России. Но чтобы банк одобрил ипотеку, необходим первоначальный взнос – 15% от стоимости жилья. Правда, 15% маленькой однушки на окраине Стокгольма стоят дороже, чем квартира в центре Уфы.

Стокгольмский архипелаг, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольмский архипелаг, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольмский архипелаг, фото Элеоноры Юнусовой

Стокгольмский архипелаг, фото Элеоноры Юнусовой

Про яхтинг

Одним из главных открытий для меня стал парусный спорт. До переезда я видела яхты только в кино – и была уверена, что это досуг для богачей. Оказалось, что в Швеции дорого все, кроме яхтинга: содержать небольшую парусную лодку здесь дешевле, чем машину. При Королевском институте есть яхт-клуб KTHSS, записаться в который может каждый желающий. Я посетила несколько мероприятий клуба, увлеклась и теперь хожу под парусом, участвую в регатах. У меня появилось много друзей с собственными парусными лодками. Яхтинг для меня – невероятное сочетание спорта, путешествий, красивой природы. Всем этим хочется делиться, поэтому я завела тематический ютуб-канал.

Про еду

Я скучаю по русской и башкирской еде. Мне очень не хватает выпечки: курников, беляшей, сырников. В местной кухне нет таких блюд: невозможно даже объяснить коллегам, что такое пирожок с луком и яйцом. Шведы едят много овощей: во многих ресторанах к основному блюду прилагается салат-бар, где можно без ограничений накладывать на тарелку огурцы, помидоры, брокколи, квашеную капусту, зелень. Цены в заведениях высокие. Если в Москве за 400 рублей я могла взять в «Шоколаднице» полноценный завтрак с кофе, омлетом и круассаном, то здесь такое удовольствие обходится в 2-2.5 тысячи рублей. Правда, порции здесь внушительные: одного блюда мне иногда хватает на два-три приема пищи. Отличительной чертой шведских ресторанов является то, что к столу всегда подают неограниченное количество свежей воды. Так же во многих кафе есть система свободного доступа к фильтрованному кофе и добавкам к нему: молоку, корице, сиропам.

Многостраничные меню с картинками – это тоже не про Швецию. В большинстве мест вам предложат четыре варианта на выбор: красное мясо, курицу, рыбу и вегетарианское блюдо. За каждым закреплен свой гарнир. Если курицу подают с картошкой, вы не можете заказать к ней макароны. Это очень ограничивает выбор. 

1/6 маленькой однушки на окраине Стокгольма стоит дороже, чем целая квартира в центре Уфы

Про шведскую ментальность

Я переехала в Стокгольм в феврале 2020 года, а в марте началась пандемия. Швеция не объявляла локдаун, но правительство рекомендовало гражданам работать из дома. Наш университет перевел студентов и сотрудников на удаленку, так что я не успела обзавестись знакомыми. Мой первый год в стране получился одиноко-домашним. Зато потом мне помог интегрироваться парусный спорт: в яхт-клубе у меня появилось много новых друзей.

Шведов принято считать замкнутыми и сдержанными – и на мой взгляд, это правда: они приветливы и дружелюбны, но близко к себе не подпускают. А еще шведы – очень спортивная нация. На пробежке парке меня часто обгоняет парочка пенсионеров, которые выглядят подтянутыми и молодыми.

Фото из личного архива Элеоноры Юнусовой

Фото из личного архива Элеоноры Юнусовой

Фото из личного архива Элеоноры Юнусовой

Фото из личного архива Элеоноры Юнусовой

О том, как решиться на переезд

Призывы в духе «Ребята, не бойтесь покорять мир!» часто слышишь от тех, кто родился в Москве или Санкт-Петербурге, учился в топовом вузе – словом, стоит на ступени, с которой легко сделать следующий шаг. Но я выросла в маленькой деревне под Уфой и всегда считала, что для переезда в Европу нужно быть либо сказочно богатым, либо невероятно гениальным. Пройдя свой путь, могу с уверенностью сказать: учеба за границей – это не про связи или огромные деньги. Современный мир открывает для нас неограниченные возможности. Главное – понять свои истинные желания и приложить достаточно усилий для их достижения. А открытое сознание и знание иностранного языка послужат верными проводниками на пути к разрушению границ, которые чаще всего только у нас в голове. 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: