#safi_terra: дизайнер Анастасия Новодержкина из Уфы создает керамику с природными мотивами

Автор мастерской керамики #safi_terra Анастасия Новодержкина создает необычные тактильные кружки, которые настолько гармоничны, что влюбляют в себя с первого прикосновения. Нам она рассказала о том, в чем видит ценность своей работы и как процесс создания изделий влияет на ее мироощущение.

Когда вы начали заниматься керамикой?
Экспериментировать самостоятельно я начала летом 2012 года, а осенью уже прошла первое обучение. Именно первое, но не единственное: погружалась поэтапно. Сложно было выбрать время в плотном графике, найти деньги на развитие, а керамика как хобби затратна. Но, когда есть желание, усилия и поддержка семьи – все получается. Важно определить главное, отбросить ненужное и двигаться хотя бы по чуть-чуть, но постоянно. Таким был мой путь. Керамика – это, прежде всего, ремесло, практика, самодисциплина. Случайных успехов и качественных работ с нуля здесь не бывает. Десятки неудачных изделий, сотни экспериментов – все достойное приходит только через опыт и терпение.

Желание творить появилось внезапно? Или у вас были вдохновители?
Творить – это внутреннее желание, оно было всегда, с детства, и идет от предков. Но у меня «серьезные» родители: мама занимала руководящую должность на заводе, папа – химик, профессор. Ну, какой тут – о, ужас! – творческий путь для ребенка? (Смеется.)  Поэтому вариант такого рода профессиональной реализации долгое время не рассматривался, был закинут в самый дальний угол и скрывался как желание даже от самой себя. Мне нужно было «повзрослеть», чтобы принять своего внутреннего ребенка, признать предназначение и отделить истинное от навязанного. Все мы не вечны. Осознание того, что жизнь конечна, помогает реализовываться по-настоящему.

  • Кружка, серия «Кувшинки», выполнена в цветах розовых облаков, тающих в лазурно-бирюзовом небе снаружи и белоснежная внутри.
    От 2 500 руб.

Как вы решаете, каким будет ваше следующее изделие?
Самые вдохновенные вещи рождаются, как правило, спонтанно. Но затем тщательно шлифуются. Пока я мало внимания уделяю эскизам. Отношу это к минусам: стараюсь все-таки больше прорисовывать работы предварительно. Если говорить в целом, то я определила близкую для себя стилистику и прорабатываю ее в нескольких направлениях.
А что касается источников вдохновения, то природа – прежде всего. Еще люблю путешествовать и во всех своих поездках стараюсь находить новый культурный опыт. Также изучаю историю искусства и работы современников: мастеров гончарного дела, художников, архитекторов, дизайнеров, ювелиров. Мне нравится синтезировать направления. Опираясь на традиционные формы, выдавать собственные интерпретации, авторские вещи.

Рынок товаров ручной работы сейчас активно развивается, в частности, в Уфе. Что вас отличает от других керамистов нашего города?
Мне не нравится использование в этом контексте слова «рынок». Это совсем другая история. Тут не про прибыль, не про конкуренцию, не про показатели и сроки. Изначально я иду не от этого: делаю то, что важно мне. А не то, что продается. А цель в бизнесе – она извне. Ищем стороннюю потребность, удовлетворяем, зарабатываем на этом. Тут нет места вдохновению и свободе. Просто разные пути. При этом я ничего не имею против инструментов бизнеса и продаж запечатленного. Это тоже своего рода взаимодействие художника и зрителя, и без него никуда.

В чем вы видите смысл вашей работы?
Цель творчества для меня – в свободе. Это история про то, чтобы делиться: эмоцией, вдохновением, внутренним опытом. Тем, что пришло свыше. В моем случае творение – это про самого автора. У меня самой очень развиты тактильные ощущения. Наверно, я как-то инстинктивно ищу то, что не рассыплется от прикосновений в нашем хрупком туманном мире случайных людей и одноразовых вещей. Поэтому мне важны ощущения, которые возникают у людей при прикосновении к моей керамике. Как бы банально это ни звучало, но когда прорабатываешь рельеф вручную, изделие получается уникальным, его невозможно повторить. К тому же я максималистка – все или ничего. И моя керамика отражает мои взгляды: высший уровень во всем, от «лица» до «донышка». Качественные материалы, глубина проработки, внимание деталям и акцентам. Хочу, чтобы произведение звучало и воспринималось единым: в гармонии формы, текстур и цвета.

Творческие мастер-классы, занятия позволяют людям отвлекаться от бытовых проблем, отдохнуть. А вам ваша работа помогает расслабиться?
В бытовом понимании керамика как профессия скорее как раз не дает расслабиться. Потому что каждый раз, начиная, не можешь иметь полную уверенность в результате. Здесь в каждом состоянии изделия – свое действие. И понимание того, что на любом этапе проработки будущее изделие может погибнуть. Это привносит определенную цикличность, системность в жизнь, учит спокойнее ко всему относиться. Керамика рождается во взаимодействии базовых элементов: воды, воздуха, огня. Сама глина – та же земля. И этот труд дает покой на абсолютно другом уровне. Учит работать своевременно и без спешки, спокойно принимать и не привязываться к результату. Жить в настоящем и любить жизнь в мгновении, моменте.

  • Кружка, серия «Кружкозавры». Как нет двух одинаковых людей, так не бывает и двух одинаковых кружкозавров. 
    Объединяет «семейство» традиционная для мастерской приятная рукам форма изделий. 
    От 2000 руб.

Текст: Ксения Чусова

Комментарии (0)
Автор: ufasobakaru
Опубликовано:
Материал из номера: Январь 2019
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты